Top.Mail.Ru
мнения

Все в онлайн: что ждет фармацевтический рынок в 2022 году

Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ / Legion-Media

Прошедший год оказался для фармацевтического рынка не менее богатым на события, чем 2020-й: пандемия не заканчивается, онлайн-ритейл продолжает расти и оказывать сильное влияние на традиционные аптеки. Кроме того, в 2021 году произошло несколько изменений в законодательстве, которые повлияли на весь фармацевтический рынок, и в будущем планируются еще несколько важных инициатив. Что происходит в отрасли и чего стоит ожидать в 2022-м — рассказывает глава евразийского бизнес-подразделения фармацевтической компании «Босналек» Валентина Бучнева.

Маркетплейсы увеличивают продажи

Фармацевтический рынок России в прошлом году вырос почти на 10% и превысил 2,04 трлн рублей, по итогам 2021 года эксперты ожидали увеличения объема рынка на 12%, до уровня в 2,3 млрд рублей. В этом году пандемия по-прежнему влияет на повседневную жизнь, и доходы фармпроизводителей растут: например, в августе 2021 года рынок увеличился еще на 9,4% по сравнению с тем же периодом 2020-го. Пожалуй, главные факторы роста — развитие онлайн-торговли лекарствами, ажиотажный спрос на препараты, входящие в протокол лечения коронавируса, и смещение фокуса покупателей на дорогие лекарства. И, поскольку об окончании пандемии говорить пока рано, по мнению экспертов, в предстоящие два года рынок может продолжить свой рост и по итогам 2023 года увеличиться до уровня 2,6 млрд рублей. 

Весной 2020 года государство разрешило удаленную торговлю сетям, у которых есть не меньше 10 офлайн-точек, свой сайт и служба доставки. С 1 сентября 2021-го несетевые аптеки могут вести онлайн-торговлю лекарствами и продавать препараты на маркетплейсах. Многие из них (Ozon, Wildberries, «СберМаркет» и другие) успешно вышли в конце 2020-го на онлайн-рынок безрецептурных препаратов. В 2021 году список продолжил пополняться: присоединилась «Почта России», «AliExpress Россия», а с декабря — X5 Retail Group с маркетплейсом Vprok. Это дало мощный толчок — теперь даже небольшие аптеки могут выйти в онлайн с помощью инфраструктуры маркетплейсов. Так что онлайн-торговля продолжает расти: в первом полугодии 2021 года в интернете купили на 28% лекарств больше, чем в 2020-м. Темпы роста не замедлило даже общее снижение покупательской способности населения. 

Что происходит с классическими аптечными сетями

Офлайн-ритейл в фармацевтике чувствует себя менее уверенно, в особенности компании, у которых нет онлайн-витрин. По данным экспертов, с января по сентябрь 2021 года аптечные сети реализовали лекарств и сопутствующих товаров на 9,3% меньше, чем за тот же период в прошлом году. 

Не в лучшем положении находятся и аптеки-дискаунтеры. Это связано с тем, что в 2021 году вступили в силу серьезные законодательные изменения. Власти полностью отменили Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), что привело к росту налоговой нагрузки и расходов. Кроме того, депутаты Госдумы планируют снизить размер бонусных выплат для аптек до 5% и ограничить выплаты дистрибьюторам 90 днями. Предполагается, что это решение даст возможность производителям недорогих лекарств уверенней чувствовать себя на рынке. Однако развитие агрегаторов и стандартизация ценообразования в разных аптечных сетях стирают разницу между дискаунтерами и не дискаунтерами. Цены у них не особенно отличаются, а значит, и нет особого смысла ехать в какую-то определенную аптеку, если за те же деньги лекарство можно купить в аптеке у дома или заказать онлайн. 

Впрочем, формат обычных аптек рано считать полностью себя исчерпавшим. Несмотря на развитие e-commerce, покупают онлайн и пользуются доставкой в основном жители крупных городов, в которых и без того много аптек. В небольших городах люди по-прежнему сами ходят за лекарствами. Отчасти это обусловлено отсутствием нужных сервисов, отчасти — консервативностью потребителей. Кроме того, аптеки остаются важной точкой медицинской помощи: люди охотно консультируются с фармацевтами, поскольку в регионах и селах врачей не хватает.

Что тормозит рост в фарме?

1. Снижение доходов россиян и одновременный рост цен на лекарства.

Только за первую половину 2021 года цены на 25 самых популярных в России препаратов, например для профилактики ОРВИ и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, подскочили почти на четверть. Эти лекарства не входят в перечень жизненно важных препаратов, а потому их цена не контролируется ФАС. Впрочем, регуляция цен ФАС не гарантирует их сохранения. При этом доля лекарств стоимостью свыше 500 рублей в сентябре 2021-го увеличилась на 4,4% по сравнению сентябрем 2020-го, составив 48,3%. А недорогие лекарства, от 150 до 500 рублей, наоборот, сдали позиции и занимают теперь 38,7% рынка, что меньше на 3,7% по сравнению с прошлым годом. Цены растут, чего не скажешь о покупательской способности населения. По данным Росстата, в первом квартале 2021 доходы населения снизились на 3,6% по сравнению с прошлым годом, а последующее статистическое снижение уровня бедности во второй половине года связано в основном с социальными выплатами. 

2. Онлайн-продажа рецептурных препаратов была недоступна длительное время

Объем безрецептурных препаратов на рынке занимает 54,9%. При этом рецептурные препараты обычно дороже, поэтому в денежном эквиваленте они превалируют и занимают 67%. Получается, что большая часть рынка не покрывается онлайном и остается в традиционном ритейле. Запуск и повсеместное использование единой электронной платформы и электронных рецептов требует значительных технических затрат. Система уже тестируется в Московской и Белгородской областях, а в январе 2022 года планируется экспериментальный запуск дистанционной продажи рецептурных препаратов.

3. Ограничения со стороны государства

Так, согласно законопроекту «второй лишний», компании, у которых на территории России полный цикл производства, получат привилегии в госзакупках стратегически значимых препаратов. У проекта благая цель — обеспечить независимость российской фармацевтики от импортных поставок. Например, стоимость фармсубстанций, которые почти в 80% случаев приобретаются за границей, с началом пандемии постоянно растет. Несмотря на то что по итогам сентября 2021 года доля лекарств, произведенных на территории России, составляет более 64,3%, в денежном эквиваленте импортные препараты по-прежнему занимают больше половины рынка. Но есть нюанс: из сотен инновационных препаратов, существующих в мире, в России доступна лишь незначительная часть. Компаниям-производителям станет невыгодно продавать их здесь: рынок небольшой и сильно зарегулированный. 

Онлайн-продажи растут, но нельзя забывать о том, что большой пласт аудитории покупает исключительно офлайн: например, только половина россиян старше 55 лет хотя бы раз в месяц пользуется интернетом. Также стоит отметить общий уровень недоверия к новым технологиям и сомнений в качестве продаваемых в интернете лекарств. Например, телемедицина, популярность которой спровоцировала пандемия, нередко воспринимается как некий маркетинговый ход клиники, а не реальная консультация врача. 

Чего стоит ждать в 2022 году

Сначала — о том, чего ждать не стоит: например, быстрой победы над коронавирусом. Прошедшие полтора года показали, что пандемия — это надолго. Так что ожидать резкого роста мировой экономики и покупательной способности населения не стоит. Болезнь сильно повлияла на мир: нам нужно продолжать адаптировать бизнес-процессы под вызовы и даже предугадывать их.

Если же говорить о прогнозах на будущее, то e-commerce продолжит развиваться, а его доля в общем объеме продаж лекарств — расти. Люди постепенно привыкают заказывать препараты в интернете, кроме того, с 2022 года планируется полномасштабный эксперимент с электронными рецептами и дистанционной продажей рецептурных лекарств в некоторых регионах России. Правда, чтобы сделать все действительно удобным и для врачей, и для пациентов, важно, чтобы система ЭР и онлайн-витрин работала как часы — без сбоев и отказов. 

Новые нормы ценового регулирования снизили маржинальность лекарств, поэтому аптекам выгоднее продавать другие сопутствующие товары: косметику, БАДы, детские игрушки и прочие товары, наценка на которые не ограничена. С учетом выхода на фармацевтический рынок традиционных ритейлеров-супермаркетов вроде X5 Retail Group можно предположить, что в будущем у нас распространится модель дрогери: когда в одном магазине можно купить и продукты к ужину, и таблетки от головы. 

Стоимость лекарств в начале года может вырасти в среднем на 8% и превысить инфляцию. На это влияет множество факторов: внешнеэкономическая конъюнктура, рост курса валюты, законодательные инициативы, касающиеся импортных препаратов. Фарминдустрия в целом очень чувствительна на изменения цен в различных областях — от стоимости энергоносителей и сырья до цен на рабочую силу и аренду. Это сильно усложняет любое прогнозирование, поэтому нам остается только строить предположения с той или иной степенью вероятности.

Еще по теме