Все в руках Геращенко
СОБРАНИЕ акционеров Сбербанка России, состоявшееся в прошлую среду, не принесло особых новостей, за одним исключением: впервые за последние годы его участниками активно обсуждался вопрос о выходе ЦБ из числа акционеров «Сбера» и о его возможных «преемниках». В связи с чем Виктор Геращенко сделал несколько заявлений в своем традиционном ироничном стиле.
Признав, что «рано или поздно Банку России придется выходить из банков с госучастием, в том числе и Сбербанка», председатель ЦБ назвал «одним из лучших вариантов» этого выхода «передачу акций населению, вкладчикам, за минимальную цену». Пока журналисты гадали, по какой схеме гражданам будет предложено скупить по дешевке ни много ни мало 64% акций крупнейшего банка страны, Виктор Владимирович сделал еще одно заявление: одним из основных акционеров Сбербанка может стать Пенсионный фонд.
Планирует ли сам ПФ вложиться в сбербанковские акции и о каком пакете может идти речь («Не ведомство ли Михаила Зурабова имел в виду Геращенко, говоря о населении?» – поспешили задаться вопросом наиболее прозорливые наблюдатели), пока неясно. Тем более непонятно, сколь выгодны и безопасны с точки зрения фонда такие инвестиции.
Возможно, предвосхищая последний вопрос, Виктор Владимирович заявил, что «даже при своем особом статусе» «Сбер» может участвовать в системе гарантирования вкладов (речь идет о той самой системе гарантирования, над которой не первый год бьется депутат Государственной думы Павел Медведев, а с относительно недавних пор и Агентство по реструктуризации кредитных организаций). Так почему бы г-ну Зурабову и вправду не заполучить столь лакомый кусок?
И все же наблюдатели расценили такое заявление главы ЦБ как некий «пробный шар». Или, возможно, попытку «от противного» продемонстрировать невозможность и несвоевременность выхода Банка России из капитала «Сбера». Тем более что пока смена главного акционера «Сбера» – вопрос отдаленного будущего. Не случайно, отвечая на вопрос об увеличении (!) своей доли в капитале «Сбера», Виктор Владимирович заметил: «Не думаю, что к следующему годовому собранию мы увеличим свою долю в Сбербанке до 66%». То есть еще как минимум год потенциальным «главным акционерам» можно не суетиться. Хотя нарастить пакеты – задача вполне реальная: в ближайшее время (сроки будут зависеть от ценовой конъюнктуры) Сбербанк РФ увеличит капитал на 50%. С этой целью годовое собрание акционеров внесло в устав поправки, касающиеся установления объявленных акций в объеме 10 млн штук.
Кстати, продолжая тему акционеров, Виктор Геращенко сделал такую ремарку: «действующие» акционеры Сбербанка не должны обладать преимущественным правом выкупа новых акций банка, и вообще «прописанное в уставе преимущественное право акционеров на выкуп новых акций Сбербанка помешает приходу в Сбербанк новых акционеров, новых инвесторов». Некоторые наблюдатели усмотрели в этом не столько намек на возможное появление новых крупных акционеров – того же Пенсионного фонда – сколько «камень в огород» миноритарных акционеров, ведомых членом наблюдательного совета банка Борисом Федоровым. Теперь в совете он будет защищать права вместе с представителем самих миноритарных акционеров Вадимом Клейнером.
И еще о назначениях: Андрей Казьмин переизбран на пост президента банка, а кресло председателя совета осталось за Виктором Геращенко.