Top.Mail.Ru
архив

Всем спасибо. Все свободны

«Русский алюминий» сделал большие изменения в топ-менеджменте. На прошлой неделе представители холдинга объявили о смене генеральных директоров пяти крупнейших предприятий – Красноярского, Братского, Саянского и Новокузнецкого алюминиевых заводов и Ачинского глиноземного комбината.

Гендиректор СаАЗа Виктор Жирнаков поставлен руководить Новокузнецким заводом, а его предшественник Валерий Матвиенко переведен на должность директора по производству компании «Русский алюминий менеджмент». Бывший директор холдинга по производству Владимир Берстенев оказался гендиректором Братского алюминиевого завода. Глава Ачинского глиноземного комбината Илай Ахметов возглавил КрАЗ, а новым руководителем АГК стал бывший директор по производству АГК Андрей Пихтовников. Бывших гендиректоров БрАЗа и КрАЗа Алексея Баранцева и Виктора Гейнце владельцы «Русала» отправили в Великобританию получать корочки Master of Business Administration (MBA). Предполагается, что после обучения менеджеры «Русала» пройдут стажировку во Франции, поэтому будут отсутствовать в России не менее полугода.

Представители «Русала» говорят, что за полгода в стране многое может измениться. Поэтому, где именно будут применять свои знания новоиспеченные магистры Баранцев и Гейнце, точно неизвестно. Алексей Баранцев может отвечать за развитие новых проектов «Русала». Сейчас холдинг разрабатывает около десяти вариантов строительства новых производственных мощностей, в том числе в Австралии и в Иркутской области.

По поводу единовременной смены высшего руководства «Русала» высказывалось много версий. В пресс-релизе холдинга приводилось мнение гендиректора компании Александра Булыгина о том, что управленцам надо поработать в новых условиях для того, чтобы «способствовать выработке универсальных управленческих навыков». Кроме того, все кадровые перестановки должны вызвать «ускорение процесса организационной и технологической унификации предприятий компании». Кто-то думает, что на самом деле высокопоставленные менеджеры могли пострадать за то, что направляли часть финансовых потоков заводов мимо кармана «Русала». Некоторые аналитики считают, что генеральные директора БрАЗа и КрАЗа начали проявлять излишнюю самостоятельность. Когда в прошлом году головная компания холдинга объявила программу сокращения издержек, Баранцев и Гейнце возражали. Из-за этого полгода назад в Иркутской области ждали, что Баранцева снимут буквально со дня на день. Однако гендиректор продолжал сидеть в своем кресле, и волнения постепенно улеглись.

В самом «Русале» категорически опровергают, что причиной кадровых перестановок явились воровство, излишняя самостоятельность и нелояльность. По словам представителя компании, «от долгого сидения на одном месте взгляд менеджера «замыливается». Поэтому перестановки способствуют обмену управленческим опытом. Идея ротации топ-менеджеров разрабатывалась в «Русале» уже давно, однако к ее воплощению приступили, только когда сами руководители оказались к этому морально готовы. Говорят, для Виктора Жирнакова возвращение на НкАЗ, где он проработал много лет – большая личная радость, потому что там живет его семья.

Глава компании «Ваш финансовый попечитель» Василий Бойко считает, что кадровая политика «Русала» абсолютно оправданна: «Радует, что уже нет такой практики – создавать гендиректору кормушку до пенсии». Аналитик «Тройки-Диалог» Валерий Николаев предполагает, что Баранцева и Гейнце отправили на обучение потому, что этих топ-менеджеров могут задействовать на новых зарубежных проектах, для реализации которых западные партнеры могут потребовать наличие степени MBA. Вообще большинство аналитиков инвестиционных компаний считают, что ничего экстраординарного в случившемся нет – западные компании часто используют плановую ротацию менеджеров.

Однако представители компаний, специализирующихся на кадровом консалтинге, почему-то не сочли кадровую революцию в «Русале» обычным явлением. Один из них сказал «Ко», что единовременная ротация – это очень затратное мероприятие, потому что на вхождение новых менеджеров в курс дела необходимо время. На Западе от полугода до года, в России меньше. Тем не менее некоторое снижение эффективности на первом этапе все равно неизбежно. «Трясти» начинает и менеджеров среднего звена, которые привыкают к гендиректору и после его замены начинают волноваться. «Какое-то время назад в России люди работали буквально в одной комнате, каждый был в курсе проблем коллеги. В таком случае перемещения могли происходить легко. А в случае с «Русалом» ротация, скорее всего, не носит экономического характера, это вещь вынужденная. Такое ощущение, что акционер не знает, что нужно сделать, и думает, что новая команда будет работать по-другому, лучше, что люди начнут трудиться с удвоенной силой. Но когда за сменой топ-менеджеров стоит стремление удержать людей в некоем напряжении – это псевдоротация. Горизонтальные перестановки эффективны в хорошо выстроенных структурах – например, в том же «Русале» – на уровне низовых звеньев. Возможно, за сменой высших управленцев стоит скрытое желание убрать неэффективных менеджеров».

Еще по теме