Top.Mail.Ru
архив

Всемирные зазывалы

Зачем стране Агентство по привлечению инвестиций

Агентство по привлечению инвестиций
С соответствующей инициативой выступили Торгово-промышленная палата (ТПП) и Национальный совет по развитию инвестиционного климата (некоммерческое партнерство, созданное несколькими инвестструктурами). Владимир Путин уже дал поручение Внешэкономбанку рассмотреть это предложение. Председатель совета по инвестклимату, глава совета директоров Astor Capital Group Юрий Войцеховский заявил "Ко", что поскольку в России все сложные вопросы можно "расклинивать" только на самом высоком уровне, оптимальным станет вариант, если наблюдательный совет будущего агентства возглавит лично президент.


Свои агенты в каждой стране

Организаций и органов, так или иначе пытающихся содействовать инвестициям, в России уже несчетное количество - от Банка развития (ВЭБа) до Агентства стратегических инициатив. Однако в пользу новой инициативы говорит тот факт, что такие учреждения (их называют агентствами поощрения инвестиций - АПИ) существуют более чем в 100 странах мирах. Россия, наверное, единственное более или менее развитое государство, в котором подобной организации еще нет. Хотя и в США такую службу - очень скромную по масштабам - создали лишь в 2007 г. В Америке подобную деятельность традиционно вели на уровне штатов.

Вообще, мода на АПИ в мире появилась в конце ХХ века: по данным Всемирного банка, 85% существующих в мире агентств поощрения инвестиций созданы после 1980 г.

Инвестиционные агентства дают иностранным инвесторам сведения о стране, причем в той форме, к какой привыкли инвестиционные аналитики. Агентства поддерживают сайты с нужной для инвесторов информацией, а также рассказывают о преимуществах своего государства на международных конгрессах и выставках.
АПИ - это тот первый адрес, по которому может обратиться ничего не знающий о местных порядках иностранный предприниматель. Представители АПИ встречают зарубежные делегации, консультируют по поводу местных законов, работают посредниками между инвесторами и госорганами, подыскивают для проектов свободные площадки. Это гиды, навигаторы и консультанты для иностранцев.

"В самой простой форме они оказывают бесплатные или совсем недорогие консультационные услуги обеим сторонам инвестиционных сделок, - объясняет генеральный директор Ассоциации CFA (Россия) Владимир Туткевич. - Местным компаниям подсказывают, в какой форме и где публиковать информацию о своих инвестиционных возможностях, помогают в составлении бизнес-планов и инвестиционных меморандумов, а для инвесторов из других регионов или из-за рубежа составляют структурированные базы данных таких предприятий и отдельных проектов на подведомственной территории".
Однако простым консалтингом дело ограничивается не всегда. Например, французское агентство Invest in France Agency (IFA) занимается законотворческой деятельностью: ежегодно по его предложению принимается несколько новых законов. В 2008 г. по инициативе IFA была введена самая привлекательная за всю историю Франции программа налоговых льгот для инновационного бизнеса.

Итальянское же агентство Invitalia представляет собой по сути мощный холдинг, который, кроме консультаций, может предоставить такие платные услуги, как проектирование инженерной инфраструктуры, утилизация отходов и факторинг. В составе холдинга имеются подразделения, занимающиеся развитием широкополосной связи и строительством "причалов".

Впрочем, мощное - не значит хорошее. Согласно проведенному в 2009 г. сопоставительному исследованию Всемирного банка, наилучшими являются сравнительно небольшие по масштабам деятельности инвестагентства Австрии, Дании и Швеции.


Калибр орудия

Бюджеты национальных АПИ составляют, как правило, от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов долларов, при этом бюджет агентства совсем не обязательно пропорционален масштабам национальной экономики. Например, одно из самых старых и богатых инвестагентств мира, созданное еще в 1927 г. - Швейцарское агентство по продвижению торговли и инвестиций (OSEC), располагает бюджетом в $67 млн (на 2010 г.), в небольшой Ирландии агентству IDA выделяют на год $56 млн, в то время как в одной из крупнейших экономик мира, в Германии - только $32 млн.

Численность персонала таких организаций колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен человек, и опять же от масштабов страны количество служащих не всегда зависит. В турецком агентстве - 80 сотрудников, во французском - 160, в чешском - около 200. О параметрах гипотетической российской организации говорить, разумеется, рано, но, по мнению Юрия Войцеховского, было бы нормально, если бы она располагала штатом в 150 человек и бюджетом в 300 млн руб.

Существующие на Западе агентства по привлечению инвестиций часто имеют зарубежные представительства. Например, в небольшом австрийском Austrian Business Agency всего 28 сотрудников, однако оно располагает представительствами в США, Японии и Германии. У чешского CzechInvest 7 зарубежных офисов, у швейцарского OSEC - 18, у IFA - 26.

Создатели российского аналога пока не предполагают наличия у агентства собственной зарубежной сети. Но оно могло бы воспользоваться уже существующей сетью торгпредств, а также сетью Торгово-промышленной палаты, располагающей примерно тремя десятками представительств в других государствах. Зарубежные представительства Министерства экономического развития и ТПП должны тесно взаимодействовать с АПИ, и, более того, по мнению Юрия Войцеховского, возможно, что агентство будет организовывать тренинги для сотрудников торгпредств.


Исхоженная тропинка

Наряду с национальными АПИ активно создаются и региональные. "Почти все регионы Европы, штаты США и провинции Китая ведут работу по привлечению и "облизыванию" инвесторов, и не имеющие таких структур регионы отстают в гонке за инвестиции, модернизацию и качественные рабочие места", - поясняет старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Антон Табах.

Фактически именно по этому - американскому - пути пока идет и Россия.

Создать федеральное АПИ у нас пытались, и не один раз. Особенно активно такие организации формировались в начале 1990-х, когда младореформаторы испытывали иллюзии по поводу ожидающегося потока иностранных инвестиций в российскую экономику. Сразу же при Министерстве экономики и финансов был создан Комитет по иностранным инвестициям, затем при Минфине - Российское агентство по международному сотрудничеству и развитию и независимо от них - Государственный центр содействия инвестициям. К середине 1990-х иллюзии развеялись, а все эти организации прекратили свое существование. "Было много попыток, но не учитывались лучшие международные практики, - комментирует Юрий Войцеховский. - В частности, отсутствовали иностранные участники, обеспечивающие транспарентность процедур управления согласно лучшей международной практике; 100-процентное финансирование из бюджета не позволило выстроить правильную мотивацию руководства агентств; недостаточный уровень компетенции управленческого персонала".

В 2001 г. при Минэкономразвития было создано Государственное инвестиционное агентство. Но и этот орган почему-то быстро умер, толком не родившись. В 2006 г. министр экономического развития и торговли Герман Греф опять заявил о необходимости создания АПИ. Однако скоро Герман Оскарович перешел в Сбербанк. Новый министр экономического развития Эльвира Набиуллина попыталась продвинуть идею, уточнив два важных параметра: что агентство нужно организовать как некоммерческое партнерство и что его учредителем должен быть Банк развития. Но премьер-министр Виктор Зубков отверг предложение, мотивируя это тем, что нецелесообразно плодить госструктуры.

Так что теперь ТПП и Совет по инвестклимату идут старой дорогой, до сих пор заводившей в тупик. Зато пока федеральные власти отказывались "плодить госструктуры", аналогичные агентства начали создавать российские регионы.


Все началось в Ростове

Если верить ростовчанам, то именно у них в 2004 г. была создана первая в России региональная организация по привлечению инвестиций. С тех пор примеру Ростова-на-Дону последовали более 60 субъектов Федерации и даже некоторые муниципалитеты (например, Елабуга). Организационно-правовые формы агентств разнообразны - это и госучреждения, и некоммерческие партнерства, и акционерные общества. В 2006 г. 26 региональных структур объединились в Национальную ассоциацию агентств инвестиций и развития. Особой активности за ассоциацией не замечено, но в 2007 г. она провела конкурс, по итогам которого лучшим агентством в стране объявлено как раз ростовское.

Правда, опрошенные "Ко" эксперты в качестве лучшего чаще упоминают инвестагентство Калужской области.

"Во всех регионах, которые лидируют по привлечению инвестиций (Нижегородская, Ленинградская и Новгородская области в 1990-е годы, Калужская и Белгородская области сейчас), такие ведомства и агентства существуют, часто с руководством уровня вице-губернатора, - рассказывает Антон Табах. - Например, в Костромской области через агентство сейчас идет активная работа по созданию лесоперерабатывающего кластера. При относительно невысоких расходах на их содержание, при грамотной работе эффект может быть колоссальным".

"Особенно заметны по своей активной информационной политике такие регионы, как Республика Татарстан, Калужская, Ростовская и Томская области, - отмечает директор департамента консультационных услуг государственному сектору ФБК Андрей Синягин. - Хотя практически во всех регионах результаты деятельности государственных институтов остаются непрозрачными и мало сопоставимыми".


Успехи и неудачи

Важнейшие функции национальных Агентств поощрения инвестиций

1) Формирование образа страны - создание восприятия страны как привлекательного региона для инвестиций.

2) Генерация инвестиций - выявление потенциальных инвесторов, которые могут быть заинтересованы в сотрудничестве с данной страной, и переговоры с ними.

3) Обслуживание инвесторов - оказание помощи инвесторам при принятии ими бизнес-решений, реализация бизнес-проектов.

4) Политическая пропаганда - инициативы, направленные на улучшение инвестиционного климата и выявление мнения частного сектора в этой области.

Источник: Всемирный банк

Иногда местные агентства не ограничиваются услугами консультантов, они являются соинвесторами реализуемых в регионе проектов. Для этого они должны обладать статусом компании. Председатель совета директоров ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" Алексей Хомлянский, отвечая на вопрос "Ко", чем занята его организация, сказал: "Консультируем инвесторов, разрабатываем программы для местных органов власти. Занимаемся переговорами с потенциальными инвесторами, организуем для них визиты, содействуем их контактам в регионе - с бизнесом и властью. Участвуем через уставной капитал в развитии площадок для размещения предприятий-резидентов - Промышленно-логистического парка и Биотехнопарка. В отношениях с инвестором реализуется принцип "одного окна". Чем меньше инвестор ходит по инстанциям, а решает вопросы у нас, тем привлекательней для него регион. Но если все-таки у инвестора возникает необходимость прохождения бюрократических процедур, мы берем на себя решение соответствующих вопросов и всемерно способствуем ускорению процесса".

Впрочем, инвестировать - дело рискованное. Игорь Лобанов, шеф-редактор пермского издательского дома "Компаньон", отвечая на вопрос о деятельности Агентства содействия инвестициям Пермского края, отметил: "Никакой особой пользы от этого агентства Пермскому краю нет. Один лишь пиар да позор. Именно через это агентство краевое правительство "отгружало" свою часть взноса - 750 млн руб. - в уставной капитал ЗПИФ "Кама Фонд Первый". Вторые 750 млн руб. должны были внести фонд Nanostart AG (Германия) и "Роснано". Но... не срослось. ГК "Роснано" не выполнила своих обязательств. В начале 2012 г. стало известно, что со счета агентства списаны и исчезли 25 млн руб., а также исчезла старший бухгалтер АСИ Анастасия Фролова. В настоящее время она объявлена в розыск через Интерпол: есть основания предполагать, что деньги похитила именно Фролова со своим сообщником, пермским ресторатором Виталием Татаркиным".

Наконец, даже самое лучшее агентство не может гарантировать успеха в конкуренции за инвесторов. Об этом свидетельствует опыт одного из крупнейших в России производителей напольных покрытий - компании "Юнилин".

"Наиболее яркий пример - это Агентство регионального развития Калужской области, - рассказывает генеральный директор "Юнилина" Владимир Богомолов. - Очень правильная организация, очень хорошее взаимодействие с местной администрацией. Хотелось отметить, что все бегло говорят по-английски, хорошо подкованы в области федерального и местного законодательства, четко понимают бизнес-мотивацию инвестора и готовы предложить разные варианты сотрудничества в виде снижения налогообложения. В других областях роль этих агентств была практически незаметна, если они вообще были. Но свой выбор мы остановили на Нижегородской губернии. Там не было агентства, но была высококвалифицированная команда администрации".


Что может зазывала

Очевидно, что инвестиционное агентство - не панацея, и большой вопрос, способно ли оно сыграть положительную роль в условиях, когда страна падает в международных рейтингах, а сама деловая среда оказывается для бизнесменов негостеприимной.

Агентство претендует на то, чтобы быть для инвесторов "одним окном". Но остальные государственные органы никуда не денутся, и агентство фактически окажется "еще одним окном".

Игорь Вдовин, глава Национального агентства прямых инвестиций, на одной из конференций заявил, что, по его ощущению, главный лозунг работы современного российского госаппарта: "На это уйдут годы". Все усилия по продвижению инвестиционных проектов зачастую вязнут в бюрократическом болоте. Между тем Игорь Вдовин обладает огромным опытом по сопровождению инвестпроектов, прежде всего на территории Юга России. Поэтому, если даже он говорит о нашей деловой среде с изрядной долей пессимизма, ему можно верить.

Прежде всего, АПИ играет для бизнеса роль навигатора. Навигатор - чрезвычайно важный прибор, но с помощью одного лишь навигатора хляби и колдобины не преодолеть. Нужны специальные "бездорожники", а именно российские бизнесмены, которые умеют, если надо, выпить с "нужным" человеком, где надо - "занести", а где надо - использовать родственные связи. Знать, кому "заносить", а кому нет - это тоже большое искусство, ввиду чего многие инвесторы иногда для сопровождения инвестпроектов нанимают агентства политического консалтинга. Услуга это, кстати, очень дорогая, но зато политконсультанты выводят иностранных бизнесменов на тех людей, которые действительно принимает решения, и советуют, какую стратегию по отношению к ним выбрать.

Способен ли государственный консультант подменить частных? Сможет ли он быть навигатором также и в сфере неформальных отношений?


Информация и климат

Если верить исследованию Всемирного банка, деятельность АПИ может иметь значение еще до того, как инвестор соприкоснется со всеми прелестями нашей деловой среды. Связано это с механизмом принятия инвестиционных решений.

Сначала потенциальный инвестор составляет "длинный список" стран, в которых теоретически можно было бы осуществить дополнительные вложения, построить новое предприятие и т.д. Затем этот "длинный список" трансформируется в "короткий список" - это примерно пять государств, обычно относящихся к одному географическому региону. Страны из "короткого списка" исследуются уже более подробно: посещаются сайты, собирается информация. Затем наступает фаза поездок в страны из "короткого списка".

На всех этих предварительных этапах чрезвычайно важно, чтобы инвестору под руку попалась нужная информация. И в "длинный" и в "короткий список" страны и регионы попадают в тех случаях, если инвестор знакомился с их рекламными материалами, знает о них позитивные факты, встречался с представителями государства на деловых конференциях. Нужно, чтобы при сборе информации о стране ему легко попались нужные сайты и чтобы при поездке туда ему было с кем поговорить, чтобы он нашел проводника, способного показать свободные площадки и ответить на нужные вопросы. Вот в данном пункте деятельность агентства может оказаться важной - не для того, чтобы инвестор действительно принял решение, но для того, чтобы иностранный капиталист хотя бы обратил внимание на данный регион.

"У нас уже сложился нестройный ряд различных структур, деятельность которых нацелена на привлечение иностранных инвестиций, к которому вскоре примкнут специальные институты инвестиционных уполномоченных в федеральных округах и Российский фонд прямых инвестиций, - рассуждает Андрей Синягин. - В этой ситуации появление еще одной структуры выглядит явно избыточным. Вместе с тем идея создания такого агентства для проведения единой государственной инвестиционной политики и координации усилий всех или большинства российских инвестиционных институтов имеет право на существование, но с многочисленными оговорками, а именно: создание агентства должно входить в систему мер по улучшению инвестиционного климата, но не заменять ее; агентство должно иметь концепцию развития, план четких действий, профессиональную команду, признанные технологии работы, необходимые полномочия для взаимодействия с другими инвестиционными институтами, агрессивную информационную политику и, наконец, наблюдательный совет и систему общественного контроля, то есть все те составляющие системы по улучшению инвестиционного климата, необходимость которых была подтверждена лучшей мировой практикой".

"Конечно, такие центры обмена информацией необходимы и в РФ, поскольку это позволит деловым партнерам более эффективно выстраивать отношения как между собой, так и с властью, с научными кругами, и будет способствовать укреплению имиджа нашей страны, - резюмирует управляющий директор Saxo Bank в России Игорь Домброван. - Тем не менее укрепление инвестиционной привлекательности России в первую очередь будет зависеть от решения более фундаментальных проблем, таких как улучшение системы защиты собственности, эффективность и прозрачность судебно-исполнительной системы, борьба с коррупцией, развитие финансовых рынков. Без решения этих вопросов агентства по привлечению инвестиций, скорее всего, не оправдают возложенных на них надежд".


Есть ли польза от региональных Агентств по привлечению инвестиций?

Геннадий Пяцкий, директор по производству "АстраЗенека Россия":

"Наше новое производство полного цикла будет располагаться в промышленном парке "Ворсино" в Калужской области. Одним из определяющих факторов при выборе места размещения нашего завода стало то, что на территории области действует Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области (АИРКО). Агентство осуществляет сопровождение инновационных проектов от момента их зарождения до выхода на проектные производственные мощности. Агентство оказало ценную поддержку компании "АстраЗенека" на этапе согласования проекта, получения исходно-разрешительной документации и защиты проекта в государственной экспертизе. АИРКО смогло обеспечить компанию как иностранного инвестора всей необходимой информацией. Агентство консультировало нас по применению местного законодательства - мы могли оперативно получать разъяснения по любому законодательному акту Калужской области. Агентство помогало нам в организации встреч с официальными лицами любого уровня - от губернатора Калужской области до, например, инспекторов строительного надзора".


Александр Чернощекин, директор департамента корпоративных продажПромсвязьбанка:

"У банка есть опыт сотрудничества с агентствами по привлечению инвестиций в нескольких российских регионах - в Воронеже, Липецке и др. Промсвязьбанк готов активно смотреть проекты, которые предлагают агентства, и участвовать в них, если они отвечают кредитной политике банка. Также банк готов выступать экспертом по проектам и давать свое заключение. Эффективность подобных агентств может быть довольно высока: при правильной организации взаимоотношений с местными администрациями и при участии в создании инфраструктуры агентства могут значительно снижать региональные экономические риски для предприятий крупного бизнеса и МСБ".


Станислав Максимов, начальник отдела развития ЗАО "Завод тарных изделий":

"Недавно наша компания подписала трехстороннее соглашение с ОАО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области". Таким образом, дан старт проекту строительства на территории ПЛП нашего производственно-логистического комплекса. При прохождении процедуры согласования мы работали с Агентством инвестиционного развития (АИР), которое занимается привлечением инвестиций в Новосибирскую область. Вопросов было много - и по выделению земельного участка, и по инфраструктуре. Все вопросы мы решали в АИР".

Сравнительный анализ некоторых зарубежных агентств по привлечению иностранных инвестиций
(по состоянию на 2010 г.)

Страна

Агентство

Год создания

Годовой бюджет ($ млн)

Численность персонала (чел.)

Подчинение

Турция

ISPAT

2005

н.д.

80

премьер-министр

Швеция

Invest Sweden

1995

2,5

65

Министерство иностранных дел

Словакия

Slovak Investment Trade Development Agency

2001

3,5

63

Министерство экономики

Австрия

Austrian Business Agency

1982

6,6

28

Министерство экономики

Испания

Invest in Spain

2005

7,8

45

Министерство экономики, Испанский институт внешней торговли

Чехия

CzechInvest

1992

14,5

196

Министерство экономики и торговли

Франция

Invest in France Agency

2001

28,6

160

Министерство экономики, Министерство территориального планирования

Германия

Germany Trade and Invest

2009

32,5

341

Наблюдательный совет из представителей министерств и бизнес-ассоциаций

Источник: Национальный совет по развитию инвестиционного климата