Всемирный Кук

20.08.201200:00


Томас Кук, в отличие от однофамильца и соотечественника - военного моряка Джеймса Кука, избежал роковой встречи с гавайскими аборигенами и умер своей смертью. Но он тоже был заядлым путешественником, объездив полсвета. Более того, именно ему приписывают развитие организованного туризма как отрасли и создание первого в мире туристического агентства.

Удивительней всего то, что изначальное намерение Томаса Кука превратить путешествия в массовое занятие вовсе не было нацелено на получение в конечном итоге коммерческой выгоды, а его видение туризма не для одиночек разительно отличалось от того, что получилось.

В самом деле, если разобраться, то в основе современной туриндустрии лежит известный гедонизм и тяга к побегу от повседневной реальности: в отпуске многие разрешают себе все то, чего не могут позволить в рабочие будни. И это в корне противоречит убеждениям отца-основателя: Томас Кук был баптистским священником, верным мужем одной жены, убежденным противником курения и употребления алкоголя и активнейшим пропагандистом здорового и высоконравственного образа жизни. Впрочем, как ни странно, именно благодаря этим качествам Кук и задумался о массовом туризме.


Поход за трезвость

Томас Кук, родившийся в 1808 г. в графстве Дербишир, в Центральной Англии, начал зарабатывать, как и многие его современники, еще ребенком. В 10 лет он стал помощником садовника, а в 14 его взял в подмастерья местный столяр-мебельщик. Позже юноша освоил еще и профессию полиграфиста - научился печатать листовки, буклеты и небольшие книжки. Этот навык впоследствии ему очень пригодился, так как основным делом жизни молодого Томаса было религиозное просвещение. В 18 лет он стал волонтером-проповедником и многие из распространявшихся им брошюр не только сам печатал, но и сочинял. В канун 1833 г. - уже в сане священника - он публично принял зарок воздержания от спиртного, после чего всецело посвятил себя пропаганде трезвости среди односельчан. Кук устраивал собрания трезвенников, убедил жену объявить их дом "отелем трезвости" (местом, где могли останавливаться приезжие противники Бахуса) и организовывал антиалкогольные шествия.

Дошло дело и до куда более масштабной акции: 5 июля 1841 г. более 500 английских трезвенников сели в поезд в Лестере и покрыли "невероятное расстояние в 12 миль" (19 км) до соседнего Лафборо, где провели собрание, а затем вернулись тем же способом домой, заплатив за все по шиллингу. Мероприятие требовало выделения специального состава, но компания Midland Counties Railway только радовалась обращению Кука: ведь железнодорожный бизнес был еще молод и клиентов не хватало. В результате удовлетворение от поездки получили все - и повидавшие много нового пассажиры, большинство из которых до того никогда не покидали своих деревень, и заработавшие перевозчики, и идейный вдохновитель, чей замысел удался. В следующие три лета Кук организовывал однодневные выезды сторонников трезвости и детей из воскресных школ в соседние Ноттингем, Дерби и Бирмингем. Опыт первых лет еще сильнее убедил Томаса Кука в том, что путешествия способны отвлечь простых англичан от пьянства, принести духовную пользу и "очистить людей от ржавчины жизненных обстоятельств". Более того, на них можно заработать, понял Кук после того, как в 1844 г. Midland Counties Railway Company заключила с ним контракт, по которому он получал комиссионные за организацию групповых поездок.


"Все включено"

Свой первый коммерческий тур - путешествие на поезде из Лестера в Ливерпуль, привлекавший англичан в те годы как ворота в Северный Уэльс и Америку, - Томас Кук разработал в августе 1845 г. К делу священник подошел серьезно. Он заранее побывал в Ливерпуле и договорился с местными владельцами отелей и ресторанов о прибытии 350 туристов. Еще Кук сочинил "Руководство по поездке в Ливерпуль". Более того, он нанял англоговорящего гида-валлийца для тех, кто хотел продлить путешествие, дабы осмотреть природные красоты Уэльса. Эта работа кажется нам теперь стандартной практикой туристических агентств, но в середине XIX века ее воспринимали как настоящую инновацию и невиданный доселе сервис.

Следующим проектом стала Шотландия, интерес публики к которой подогревался тем, что туда полюбила ездить монаршая чета: королева Виктория и принц Альберт приобрели в 1842 г. замок в Абердиншире. Там первые группы английских туристов встречали оркестрами и пушечными залпами, но для Томаса Кука, не рассчитавшего расходы, мероприятие было скорее убыточным. Гораздо удачнее оказались организованные поездки в Ирландию в 1847 г. - посмотреть на выброшенный на мель лайнер SS Great Britain и на Всемирную выставку в Лондоне в 1851 г. Кстати, столичную выставку посетили в общей сложности 165 000 туристов от Томаса Кука. Вдохновленный этим успехом, он начал готовиться к отправке клиентов на Всемирную выставку в Париж. Однако судоходные компании, осуществлявшие перевозки через Ла-Манш, почему-то отказались от предложения Кука о выкупе мест, и единственным вариантом оказался маршрут через Антверпен. Еще и лучше! Получалось большое путешествие, включавшее Брюссель, Кельн, Рейн, Гейдельберг, Баден-Баден, Страсбург и Париж. В следующие несколько лет Кук, привлекший к бизнесу и своего сына Джона Мэйсона, начал специализироваться на европейских турах, в основном в Швейцарию и Италию. В 1865 г. он обнаружил, что число его клиентов перевалило за миллион, и решил открыть офис в центре Лондона.

На тот момент Кук работал на представителей английского среднего класса. Они, конечно, не были такими привередливыми, как аристократия, но все же отличались от деревенских путешественников, с которыми Кук имел дело вначале. Средний класс ожидал удобства в организации вояжа и определенного уровня комфорта. Тогда Томас Кук придумал систему, позже названную "все включено". Разумеется, договоренности с местными отельерами входили в обязанности Кука. Для "одиночек" в конце 1860-х - начале 1870-х Кук разработал два удобных способа оплаты: "отельный купон" (практически современная путевка) и дорожный аккредитив (предтеча дорожного чека). В офисе Кука предлагались необходимые путешествующим товары: путеводители, подзорные трубы, чемоданы и удобная обувь.


"Есть за границей контора Кука"

Пусть организация вояжей и упростилась, но туризм для европейцев оставался прежде всего упражнением для ума и души, а не легкомысленным отдыхом. Туристу полагалось иметь серьезную познавательную цель. Отлично понимавшая это, теперь уже семейная фирма Thomas Cook-and-Son стала активно рекламировать международный туризм в прессе, воздействуя на воображение потенциальных клиентов. Еще в 1851 г. Thomas Cook-and-Son начала издавать газету для иностранцев The Excursionist, чтобы информировать о своем сервисе читателей континентальной Европы, а затем развернулась в Америке, Азии и Австралии (издание, переименованное в The Traveller's Gazette в 1902 г., продержалось до 1939 г.).

В 1865 г. агентство Кука организовало первую поездку в Соединенные Штаты: до того момента, по политическим соображениям, для британцев эта страна все еще оставалась туристической целиной. Под предводительством Кука-младшего группа путешественников проехала больше 16 000 километров за девять недель, с заездом не только в крупнейшие города, но и в пещеры Кентукки, а также в Виргинию, где англичане осмотрели места недавних сражений армий Севера и Юга. По замечанию одного из туристов, "черепа, руки и ноги [погибших] все еще лежали на солнце".

Главной мечтой самого Томаса Кука как путешественника был кругосветный тур "через Китай в Египет". Он стал практически осуществим после открытия Суэцкого канала в 1869 г., на открытие коего Кука пригласил его главный инженер Фердинанд де Лессепс. В 63 года Томас проехал-таки по заветному маршруту, и именно фирма Кука предложила европейским клиентам первые туры в восточном направлении, а через некоторое время открыла офисы в Бомбее и Калькутте. Английские государственные деятели на все лады расхваливали пользу агентства Thomas Cook-and-Son. Лорд Солсбери, четырежды министр иностранных дел и трижды премьер-министр Великобритании, отмечал, что Кук занимается "имперской работой". Во многом благодаря фирме Кука британцы стали самой путешествовавшей нацией в мире. По утверждению их вечных соперников - французов, англичанина, читающего газету, можно было обнаружить и на вершине пирамиды, и на Монблане. Кстати, оперативная доставка английской прессы соотечественникам, находящимся за рубежом, входила в число приоритетов агентства Томаса Кука.

Одним из самых популярных турнаправлений уже в те годы являлся Египет. Тогда в стране еще не имелось отелей, и "нильские туры" были целыми караванами в пустыне. Туристы и многочисленная обслуга со складными шатрами, спальными принадлежностями и кухней, способной обеспечить клиентов ужином из семи перемен блюд, перемещались на лошадях и мулах.


Уйти из семьи

Бизнес Thomas Cook-and-Son процветал, но отношения между отцом и сыном были далеки от совершенства: они, как говорят, в последние десятилетия общались довольно сухо. Оба обладали достаточно сильным характером и не терпели возражений. Томас Кук по большей части оставался под влиянием своих религиозных идеалов (на втором этаже офиса компании на Флит-стрит все еще располагался пансион для трезвенников). Джон Мэйсон, напротив, был расположен строить международный бизнес. В 1879 г. Томас Кук оставил фирму сыну и уехал обратно в Лестер, где и прожил до самой своей смерти в 1892 г. Джон Мэйсон с энтузиазмом взялся управлять международной компанией, зарубежные офисы которой множились с каждым годом. К концу 1890 г. Thomas Cook-and-Son продала 3 250 000 одних билетов.

Теперь, кстати, туры Кука предлагались не только среднему классу, но и знати. Фирма была в состоянии разместить группу из 1000 туристов одновременно в пустыне в шатрах с викторианской роскошью и перенести восточных принцев с их слугами, слонами и ручными тиграми на другой конец земного шара. Однако Джон Мэйсон не намного пережил отца. В 1898 г., во время организации поездки германского кайзера Вильгельма II в Палестину, Кук-младший заболел тяжелой формой дизентерии и умер через несколько месяцев от осложнений. Фирма досталась трем сыновьям Джона Мэйсона Кука, достигшим значительно меньших успехов в туристическом бизнесе, по сравнению с их отцом и дедом. На то имелись и объективные причины - обострившаяся конкуренция и политическая нестабильность в мире. Так или иначе, в 1928 г. Thomas Cook-and-Son была продана бельгийской компании Wagons-Lits, оператору знаменитого поезда "Восточный экспресс". Были в истории бизнеса и национализация, и череда новых владельцев в послевоенные годы.

С годами туристы стали до такой степени мобильны, что публика побогаче начала искать места для отдыха подальше от массовых курортов среднего класса. И появились курорты вроде Французской Ривьеры, куда агентство Кука продавало чартеры еще в конце 1930-х.

 


 

В конце XIX века Джон Мэйсон Кук был не менее знаменитым организатором путешествий, чем его отец. Он сам возглавлял многие группы туристов, прекрасно знал Ближний Восток, а в 1884 г. ему даже пришлось косвенно поучаствовать в военных действиях англо-суданской войны. Суть конфликта заключалась в следующем. В 1882 г. Египет стал протекторатом Великобритании, но британский контроль не распространялся на бывший в то время формально египетским владением Судан, где полыхало восстание так называемых махдистов (сторонников Мухаммеда Ахмеда "Махди"), с успехом отвоевывавших себе все новые территории. Английский премьер-министр Уильям Гладстон принял решение о срочной эвакуации из Судана остававшихся там англо-египетских гарнизонов, поручив эту операцию генералу Чарльзу Гордону. Однако, прибыв в Хартум (нынешнюю столицу Судана) и приняв командование 7-тысячным гарнизоном, Гордон был настроен на продолжение борьбы с повстанцами, а уходить и не думал, не соглашаясь с решением премьера. Но ситуация становилась все хуже: махдисты окружили крепость Хартум, осада длилась уже несколько месяцев. Тогда-то британские власти обратились к Куку-младшему с просьбой помочь организовать экспедицию по вызволению несговорчивого генерала из Хартума. Спасательная операция получалась и масштабной, и опасной. Необходимо было перебросить 18-тысячную группировку, 40 000 тонн снаряжения, а также 40 000 тонн угля для вельботов и 800 самих вельботов. Задача усложнялась тем, что уголь везли из самого Тайнсайда, северного региона Великобритании, и спускали через Александрию по Нилу до египетского порта Асьют, для чего задействовалось 28 пароходов и 6000 железнодорожных вагонов. Еще 7000 вагонов везли боеприпасы, 27 пароходов и 650 парусных лодок - людей и продовольствие. Руководил всем этим Джон Мэйсон и представители его компании в Египте, нанявшие более 5000 местных моряков и такелажников. Но все усилия пошли прахом: в январе 1885 г. Хартум пал, а генерал Гордон, отказавшийся оставить свой гарнизон, был обезглавлен.