Всеобщее замешательство
Генпрокуратура совместно со Счетной палатой начали кадровую перетряску правительства. Отстранение Николая Аксененко стало только первым в ряду этих мер. Следом под удар попал Сергей Шойгу, а потом, судя по анонимным источникам, – руководители Минпечати, Таможенного комитета, Минприроды и Госкомрыболовства (прежнее начальство). Впрочем, последние два ведомства информацию опровергли, но как-то неуверенно. А Министерством печати, как выяснилось, занялась пока Счетная палата.
Похоже, силовые структуры начали комплексную игру против чиновников-олигархов ельцинской эпохи. Как бы ни развивались события в дальнейшем, очевидно, что силовые органы при согласии некоторых кремлевских групп ослабляют правительство, имея в виду после отстранения от власти верных министров добраться и до премьера. Ведь если у тебя в подчинении сомнительные люди, то и сам ты не ангел. Значит, премьер должен будет либо уйти, либо играть «президентскую партию». Однако никто не знает, в чем суть этой «партии». С завоеванием власти, с оттиранием насытившихся чужаков от кормушки путинцы пока справляются куда лучше, чем с разработкой позитивных концепций и их осуществлением.
Все пребывают в напряжении и ждут дальнейших перипетий. Люди-то ведь тертые, высокопоставленные. Ан нет, что с кем дальше будет – неизвестно. То ли к делам неизвестных замминистров подошьют дела их начальников, то ли спустят все на тормозах, то ли меру пресечения изменят... Пока же Аксененко на отдыхе, Шойгу – в ЦКБ, а Лесин – в отпуске.
Профессия чиновника высшего уровня стала опасной и неустойчивой – по крайней мере для тех, кто не из Питера. Правительственные чиновники не знают, чего ждать от завтрашнего дня. Анонимное сообщение из Генпрокуратуры, впоследствии опровергнутое (год назад и внимания бы не обратили), портит всю обедню. А проверка, начатая Счетной палатой, стала своеобразной черной меткой – материалы сразу передаются в Кремль, силовикам и в прокуратуру, так что механизм отработан. Вот и гадай теперь – кто там следующий?
«Новым людям» почти удалось «нейтрализовать» Александра Волошина. По «Газпрому» решений он уже не принимает, да и в РАО «ЕЭС» все пошло по другому сценарию. Если раньше в кабинете главы президентской администрации обсуждались основные экономические и политические вопросы, интриги и провокации, то теперь событиями дирижирует кто-то другой. Пока что новая группа влияния держится в тени, но, по слухам, возглавляет ее заместитель Волошина Игорь Сечин (см. рубрику «Коротко/Люди»).
На вершинах власти – смятение и раздрай. Неясно, кто кого «заказал», кому жаловаться и кто все это придумал. В Кремле, похоже, каждый играет в свою игру, а единой линии нет. Ярче всего разногласия власти проявились на примере несогласованности государственного «Газпрома» и не менее государственного правительства, которые не могут решить ни одной значимой проблемы: компании, несмотря на недостаток средств, запретили выпуск еврооблигаций, менеджеры не знают, как вернуть «Пургаз», и неспособны решить проблему «Сибура».
Очень странно ведет себя не только менеджмент «Газпрома», но и представители государства в совете директоров. Ведь если ситуация с «Сибуром» действительно сложная (выбирать приходится из двух зол: либо второй раз платить за участие в капитале, либо превратить «Сибур» в банкрота), то решение по «Пургазу» – особенно в русле предложенной Германом Грефом логики – принять можно. («Если вложения в эти активы превосходят по эффективности инвестиции в новые месторождения, их надо возвращать», а в противном случае – не надо.) Но не сложилось: то ли правление совсем плохо подготовилось, то ли директора расчетам не поверили, то ли друг с другом не договорились. Победителями после заседания выглядели только представители «Сибура». Сначала им помог менеджмент, не созвавший вовремя внеочередное собрание акционеров. А теперь, как это ни странно, члены совета директоров «Газпрома» впервые услышали, что развод с «Газпромом» чреват для «Сибура» банкротством, и крепко задумались. Вот они, прелести госуправления: все запаздывают (говорят, Миллер попал в жернова между двумя кремлевскими чиновниками – Сечиным и Медведевым), каждый гнет в свою сторону, а у частного бизнеса – море возможностей пролоббировать нужные решения.
Затем случилось совсем уж непонятное. Прокремлевская «Страна.ру» и специализирующийся на слухах сайт «АПН.ру» опубликовали информацию, что прошение об отставке подал не только разочарованный советом директоров Родионов, но и заболевший Миллер. Получился из этого грандиозный медиа-скандал, и руководителю Фонда эффективной политики Глебу Павловскому пришлось публично обвинить свой Интернет-ресурс в непрофессионализме и предложить Медиа-союзу провести там проверку на предмет журналистской этики.
В итоге же все получается так, как того хотел Рем Вяхирев. Он ведь все знал и специально «выстраивал» свою незаменимость. И точно: убрали верхушку – все и посыпалось. Пока что путинской команде, отягощенной внутренними противоречиями (в том числе между «чекистским» и «экономическим» блоками), не удается переиграть «газпромовскую» элиту. Новый менеджмент еще небоеспособен. А на подходе следующий «объект управления» – МПС. Так что либо надо отладить методику государственной санации особо запущенных объектов, либо звать наемных специалистов. Правда, как показывает опыт Йордана и Коха, и с этим не все просто. Хотя бы потому, что наемными специалистами все равно руководят чиновники.