Встреча на нейтральной территории

С 1 по 11 марта в Женеве будет работать 71-й Международный автосалон (Geneva International Motor Show). В этом году в выставке примут участие 300 компаний из 30 стран. Элита мирового автопрома представит посетителям выставочного комплекса Palexpo сотни концептуальных и серийных моделей, более 30 из них будут показаны впервые.

 

За свою 70-летнюю историю Женевский автосалон приобрел славу одного из наиболее значительных событий в мировой автоиндустрии. Настолько значительных, что хозяин группы FIAT Джованни Аньелли как-то обмолвился: «Если бы мировая автопромышленность могла позволить себе одно-единственное автошоу, оно бы проходило в Женеве».

В чем же причина такой популярности? Казалось бы, по масштабам выставочных площадей, количеству посетителей или продолжительности мероприятия женевская выставка уступает и Парижу, и Франкфурту, и Детройту, и Токио. Не стоит маленькая Швейцария на первом месте и в списке потребителей автомобилей. По оценкам экспертов, на долю этой страны приходится не более 0,7% мировых продаж. Здесь нет (или практически нет) собственного автомобилестроения. И все же мартовский форум на берегу Женевского озера неизменно привлекает автомобильных магнатов, именно здесь проходят знаменитые «дизайнерские ночи», сюда стремятся попасть тысячи журналистов...

Сами устроители Женевского мотор-шоу объясняют непреходящий интерес к выставке именно ее «непатриотичностью». По словам директора Palexpo Бруно Лурати, Женева привлекает профессионалов редкой возможностью встретиться на нейтральной территории: в стране, где нет собственного автопрома, все производители оказываются в равных условиях.

К тому же в последнее десятилетие в Женеве наметилась устойчивая тенденция к превращению автосалона из коммерческого мероприятия в имиджевое. В ситуации, когда местный рынок перенасыщен автомобилями (сейчас в Швейцарии насчитывается около 3,5 млн машин), а население все больше волнуют проблемы экологии, на первое место выходит не увеличение продаж, а демонстрация последних технологических достижений. Отсюда и растущее год от года число концептов на стендах автогигантов. Кстати, девиз нынешнего форума – Geneva: headlights on innovation можно перевести как «Женева высвечивает новые технологии».

Пожалуй, наиболее ярко «высветился» концепт-кар Filo, представленный знаменитым дизайнерским и кузовным ателье Bertone (Италия). Революционность новинки – в полном отсутствии традиционных жестких механических связей, позволяющих водителю управлять автомобилем. Контроль за двигателем, трансмиссией, рулевым управлением и тормозами осуществляется по технологии drive-by-wire («езда по проводам»), разработанной компанией SKF. Все привычные органы управления заменяет электронный штурвал, который дизайнеры Bertone поместили на консоли между передними сиденьями. Таким образом Filo не только открывает новые просторы для эргономистов и интерьерщиков, но и снимает проблему адаптации автомобиля для рынков с различными схемами организации дорожного движения.

Кстати, дизайнеры Bertone поучаствовали и в создании еще одной (на этот раз вполне привычной) женевской премьеры – Opel Astra Cabrio. Новый кабриолет выгодно отличается наличием четырех «полноразмерных» мест (вместо посадочной формулы «2+2», характерной для некоторых «одноклассников») и дистанционно управляемым электроприводом мягкой крыши. Кабриолет предлагается с тремя вариантами двигателей семейства Ecotec. Все моторы четырехцилиндровые с четырьмя клапанами на цилиндр: 1,6 л (100 л.с.), 1,8 л (125 л.с.) и 2,2 л (147 л.с.). Последний двигатель, отличающийся отличной уравновешенностью и плавностью работы, обеспечивает автомобилю максимальную скорость 216 км/ч.

Помимо Astra Cabrio, рюссельсхаймский концерн представил в Женеве и очередной вариант экологически чистого минивэна Opel Zafira с 1,6-литровым 16-клапанным двигателем, работающим на сжиженном природном газе.

Традиционные конкуренты Opel из Вольфсбурга выступили в «улучшенном среднем классе представительских автомобилей», представив первое в истории концерна серийное авто с 8-цилиндровым двигателем. Новинка мощностью 275 л.с. устанавливается на флагман концерна – Volkswagen Passat (обозначается как W8 4Motion) и способна разогнать автомобиль до 250 км/ч. Литера W в названии означает сдвоенное V-образное расположение цилиндров. Как сообщают представители Volkswagen, автомобили с новыми двигателями появятся на европейском рынке во второй половине года. Решение о поставках Passat W8 в Россию пока не принято.

Серьезные заявки на место в сегменте представительских автомобилей сделали и французы с итальянцами. Renault показала доведенный до конвейера вариант своего нового флагмана – Vel Satis, впервые представленный в виде концепта на Парижском автосалоне-98. Новинка, которой суждено сменить не слишком удачный Safran, развивает тенденцию «деседанизации» представительских автомобилей. По словам Реми Деконенка, ответственного за выпуск Vel Satis, при выборе представительской машины «все больше людей ориентируются на внедорожники, купе и минивэны». Оригинальный экстерьер Vel Satis и впрямь мало напоминает традиционные большие седаны. Под удлиненным капотом новинки могут располагаться два варианта V-образной «шестерки». Бензиновый двигатель объемом 3,5 л развивает мощность 235 л.с., а 3-литровый дизельный двигатель с турбонаддувом выдает 180 л.с. Оба мотора поставляются с пятиступенчатой автоматической трансмиссией.

В отличие от французского новый флагман итальянской компании Lancia выглядит традиционным седаном. Пятиметровый автомобиль под названием Thesis сменит на конвейере устаревшую модель Kappa (премьера состоялась в 1994 году). В гамме двигателей новой Lancia три бензиновых мотора и два турбодизеля. Представители компании отмечают, что в перспективе к седанам Thesis добавятся автомобили с кузовом универсал.

Группа FIAT отметилась в Женеве не только новой представительской Lancia. Не менее заметной премьерой стало новое семейство хэтчбеков Fiat Stilo, пришедших на смену отжившему свой век FIAT Bravo/Brava. Автомобили в 3- и 5-дверной модификациях поступят на европейский рынок уже осенью.

Говоря о компактных хэтчбеках нельзя не упомянуть о еще одной заметной женевской премьере – BMW Compact 3-й серии. Главный конкурент новоиспеченного Mercedes-Benz Sports Coupe появится в Европе уже летом. Покупателям предложат модификации с четырехцилиндровым 116-сильным двигателем (316i) и «заряженную» версию 325i, оснащенную рядной «шестеркой» мощностью 192 л.с., разгоняющей компактный BMW до 230 км/ч.

Посетили Женевский автосалон и отечественные автомобилестроители. Главной новостью «АвтоВАЗа» стало долгожданное партнерство с GM. На состоявшейся в рамках мотор-шоу пресс-конференции представители американо-российского СП официально подтвердили факт соглашения и озвучили планы на ближайшее будущее. В частности, к 2002 году планируется запустить в Тольятти новый завод плановой мощностью 75 тыс. автомобилей в год. На предприятии, принадлежащем «АвтоВАЗу», GM и Европейскому банку реконструкции и развития, будет освоен выпуск новой «Нивы» ВАЗ-2123. По словам председателя совета директоров «АвтоВАЗа» Владимира Каданникова, базовая стоимость серийной «Нивы» не превысит $8 тыс. Значительную часть внедорожников планируется экспортировать под торговой маркой Chevy-Niva. Экспортные модификации будут оснащаться бензиновыми двигателями Opel и дизелями FIAT.