Встретимся в суде: экс-глава Nissan Карлос Гон подал иск к компании на $1 млрд
Бывший глава альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлос Гон, сбежавший из японской тюрьмы в конце 2019 года, решил восстановить справедливость и подал иск к автоконцерну на 1 миллиард долларов. Иск к организации бизнесмен подал в кассационном суде Ливана. Именно там он живет после побега, поскольку страна не экстрадирует своих граждан. При этом у предпринимателя также есть паспорта Бразилии и Франции.
По мнению Гона, он стал жертвой сговора менеджеров Nissan в 2018 году. Это привело к отстранению от должности и аресту, которые в итоге нанесли «значительный урон» финансовому положению и репутации предпринимателя. «Серьезные обвинения в мой адрес останутся в памяти людей на долгие годы», — заявил экс-глава автокомпании в иске.
Он подчеркнул, что «будет страдать от них до конца своей жизни, поскольку обвинения имеют продолжительный характер, несмотря на то, что основаны они лишь на подозрениях». Известно, что Гон подал иск еще 18 мая, документ оказался в распоряжении Bloomberg. По данным агентства, сумма иска, превышающая 1 миллиард долларов, складывается из компенсации за упущенную выгоду и расходы (588 миллионов долларов), а также из штрафных санкций (500 миллионов долларов). По мнению истца, эта сумма — «всего лишь небольшой ответ» на нанесенный ему вред.
Сообщается, что слушание дела в Ливане назначено на сентябрь. При этом в самом Nissan утверждают, что в организацию никаких исков не поступало, компания также отказалась комментировать ситуацию с Гоном.
Суть обвинений и побег
Карлос Гон был успешным топ-менеджером. В Японии издавали про него комиксы, а в Ливане выпускались почтовые марки с его изображением. В других странах его опыт описывали в книгах, а его стратегии и бизнес-кейсы разбирали в вузах.
Его карьера внезапно завершилась осенью 2018 года, когда Гон прибыл в Японию на заседание правления Nissan. Предпринимателя взяли под арест сразу после того, как он приземлился в аэропорту. Причиной стали обвинения в финансовых нарушениях. По мнению следствия, он скрыл доход размером в 74 миллиона долларов, а также использовал деньги Nissan в личных целях.
После выдвижения обвинений Гону грозило до 10 лет тюрьмы в Японии. Поскольку в стране оправдательные приговоры составляют лишь 1%, 65-летний бизнесмен решился на побег.
Для этой цели он выбрал удачное время — канун Нового года, когда и правоохранители отмечают праздничные дни. В пользу Гона сыграл тот факт, что в Японии не надевают на арестованного электронный браслет. Впоследствии журналисты узнали, что Гон покинул территорию Японии на бизнес-джете, на борт которого попал в кейсе для перевозки концертного оборудования. Затем он совершил пересадку в Стамбуле и уже на другом самолете долетел до Ливана. Подробно о побеге миллионера ранее писала «Компания».
Подробности дела
В июле 2021 года Токийский суд приговорил двух американцев — Майкла Тейлора и его сына Питера — к тюрьме за помощь Гону при побеге. Тейлору-старшему назначили два года заключения, его сыну — на четыре месяца меньше. Они оба признали свою вину. За содействие побегу экс-главы автомобильного альянса им заплатили 1,36 миллиона долларов, выяснило следствие. Обоих задержали в Штатах и выдали Японии по запросу об экстрадиции (арестованные пытались оспорить это решение, но Верховный суд США отклонил их запрос).
Кроме того, осенью 2020 года представители ООН заключили, что задержание бывшего председателя совета директоров концерна Nissan Карлоса Гона было необоснованным. На этом фоне группа экспертов решила, что правительству Японии следует компенсировать ему ущерб.
Ситуация в Nissan после ухода Гона
После Гона компанию возглавил японец Хирото Саикава. При нем, по итогам 2019 года, операционная прибыль Nissan обрушилась на 99%. Чистый доход тогда упал на 95%. Такие значения стали самыми низкими после 2008 года. В компании такие цифры объясняли общим спадом автомобильного рынка.
Но и в дальнейшем ситуация лучше не стала: мировые продажи упали с 4,06 миллиона машин в 2021 году до 3,23 миллиона в 2022-м — падение составило 20,7%.
В рамках антикризисной программы Nissan сократил 12500 человек — около 9% сотрудников. Однако сегодня Nissan планирует продолжать разработку электромобилей и беспилотников.