Top.Mail.Ru
политика

ВТО рассчитает ущерб от России

Фото: Xinhua / Xu Jinquan / ТАСС Фото: Xinhua / Xu Jinquan / ТАСС

В €290 млрд оценил свои претензии к России Евросоюз. Власти ЕС полагают, что именно на эту сумму РФ «дискриминировала» европейских производителей политикой импортозамещения. Всемирной торговой организации (ВТО) предстоит разрешить спор, который станет одним из крупнейших за всю историю организации. И в России, и в мире вокруг этой истории больше политики, чем экономики, уверены опрошенные «Компанией» эксперты. Но даже в условиях санкций и торговых войн Москве выгоднее оставаться в ВТО, считают они. 

ЕС уже второй раз в году пытается открыть спор с Россией в организации. Европейцы уверены, что РФ ставила компании из содружества в невыгодное положение, искусственно ограничивая их участие в госзакупках.

Общий объем тендеров, объявленных российскими государственными учреждениями и организациями, достиг порядка €290 млрд к 2019 году, что составляет около 20% ВВП России, отмечено в жалобе ВТО. Первый запрос ЕС от 29 ноября Москва заблокировала. Российская сторона заявила, что принятые меры соответствуют нормам ВТО.

Чуть меньше месяца спустя — 20 декабря — ЕС во второй раз призвал Россию к ответу, и в ВТО была создана специальная комиссия по разрешению споров. Кто именно в нее войдет, пока неизвестно, но о желании поработать в ней заявили Австралия, Швейцария, Китай, США, Индия и Украина.

Переговоры о присоединении России к ВТО начались с момента создания организации, в 1995 году. Через пять лет, в 1998-м, Россия направила первую версию своих предложений по доступу на международный рынок товаров. Еще через пару лет переговорная машина заработала в полную силу.

Обсуждения велись 12 лет. От России требовали больших квот на импорт мяса и обнуление таможенных пошлин, а это не устраивало Москву. Проблемы возникли и в процессе обсуждения поддержки сельского хозяйства. По правилам ВТО расходование средств из бюджета разрушает конкуренцию. Вопросы российской стороны вызывали также правила локализации автопроизводства в стране.

Другим препятствием стали политические события: Грузия разорвала все дипломатические связи с РФ после августовского конфликта 2008-го. Вернуть Тбилиси за стол переговоров удалось только в 2011 году. В том же году Россия вступила в ВТО, став ее 154-м членом.

прочитать весь текст

Политолог и ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов в разговоре с «Компанией» напомнил, что вступление в ВТО — большое достижение Эльвиры Набиуллиной, возглавлявшей тогда Минэкономразвития.

Против этого шага выступали как политики, так и бизнесмены. К примеру, владелец «Русагро» и экс-сенатор Вадим Мошкович в одном из своих интервью называл ВТО «организацией нечестной», в которой новенькие находятся в заведомо проигрышных условиях.

Заблокировать вступление РФ в организацию пытались депутаты от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», но их протесты были отклонены. Сегодня они используют ситуацию с претензиями ЕС как повод для возобновления забытой уже дискуссии 9-летней давности.

«Сомневаюсь, что кто-то будет форсированно отказываться от ВТО в ближайшее время. Москва, наоборот, собирается показать, что открыта миру и готова договариваться, поэтому до 12 января подобных инициатив представлено не будет. Однако противники сотрудничества с ВТО — представители "Справедливой России", КПРФ — с удовольствием на этой теме оттопчутся», — полагает Дмитрий Абзалов. 

Как подчеркивает экономист Никита Кричевский, на момент вступления в ВТО договор с организацией, насчитывающий до 500 страниц, читали в России единицы.

«И до сих пор мало кто знает, на каких именно условиях мы вступили эту организацию. Китай потратил около 15 лет на изучение деталей договора и на то, чтобы выторговать наиболее выгодные для себя условия. Мы же вступали, чтобы вступить: это была магистральная цель, которую поставил перед тогдашним правительством президент Российской Федерации», — рассказал Кричевский журналу «Компания». 

«Россия пыталась вступить в ВТО не один год, и тогда это было выгодно. За девять лет ситуация кардинально поменялась: настал 2014-й, когда Запад ввел санкции, что, к слову, нарушает все фундаментальные принципы ВТО. Впоследствии произошла эскалация конфликта с рядом стран. Если вступление в ВТО было стратегическим решением, на тот момент выгодным и необходимым, то события, произошедшие после 2012 года, все перечеркнули», — считает политолог Наталия Елисеева.

По ее мнению, все обвинения со стороны ЕС беспочвенны, а их причины не экономические, а политические, поэтому и серьезных последствий для экономики быть не может. «Для введения новых санкций Западу повод не нужен. Где могли ввести, уже ввели», — подчеркивает Елисеева в разговоре с «Компанией». 

Она замечает, что сама программа импортозамещения, претензии к которой предъявляет Евросоюз, стала ответом на недружественные действия против бизнеса отдельных стран.

«К примеру, действующие в России ограничения на иностранную технику и софт, введение понятия "российский процессор" — все связано с введением санкций в отношении Huawei, на которые никак не прореагировали члены ВТО. Санкции были введены, и никто их не оспорил», — говорит Елисеева. 

С аналогичным заявлением вчера выступил глава Минпромторга Денис Мантуров. Комментируя ситуацию вокруг спора с ВТО, он сказал:

«Когда мы говорим о санкциях, ну, не мы их вводили. Значит, если вы ввели санкции, мы должны производить свое, так называемое импортозамещение, тогда какие к нам претензии?»

В интервью РБК министр также подчеркнул, что при вступлении в ВТО Россия не подписывала параграф, связанный с госзакупками, и в целом страна нацелена на полноценную кооперацию с ЕС. 

Впрочем, вероятность добровольного выхода из ВТО близится к нулю: хотя такая процедура и предусмотрена договором, ее регламент не прописан и прецедентов не было. На фоне угрозы отключения от SWIFT или санкций это риск получить лишние проблемы, отметил Абзалов. 

Основной причиной оставаться в рамках договора эксперты называют тот факт, который позволяет вести внешнеэкономическую деятельность по единым стандартам, принятым более чем в 150 государствах мира. В противном случае России придется вновь подписывать двусторонние соглашения со всеми странами — членами ВТО и по каждому пункту вести новые переговоры. 

Как замечает Дмитрий Абзалов, издержек, связанных с выходом, гораздо больше, чем преимуществ. Кроме того, Москва, по его словам, пытается использовать инструменты ВТО, чтобы доказать нецелесообразность санкций, правда, пока не совсем удачно. 

Если Россия все же выйдет из ВТО, первыми под удар попадут аграрии. Однако не только они. За время присутствия РФ в ВТО были приняты соглашения по авторскому праву. Если страна выходит из организации, то негативные последствия ощутят онлайн-кинотеатры, видеохостинги, стриминговые платформы и другие цифровые сервисы, которые работают по подписке. Игровая индустрия тоже испытает некоторые сложности, добавил Дмитрий Абзалов. 

Радикальные методы для отстаивания своих национальных интересов не всегда и нужны. По словам эксперта, можно обойти ограничения ВТО путем исключений. Так, в 2016 году Россия наложила санкции на Турцию после инцидента с российским Су-24, который был сбит турецкими ВВС у сирийской границы. Тогда бывший глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев объяснял, что при введении ограничений Москва может задействовать исключение из правил и воспользоваться статьей ВТО, которая разрешает ограничивать торговлю с другой страной — участницей организации в случае угрозы национальной безопасности.