Top.Mail.Ru
архив

Вторая мечта автовладельца

У каждого автомобилиста есть две мечты (рискнем дополнить классическое утверждение): первая – продать свой автомобиль, а вторая - найти для него хороший автосервис. По данным департамента транспорта и связи правительства Москвы, в столице насчитывается около 2500 автомастерских. Тем не менее качественно отремонтировать подержанный автомобиль по-прежнему можно только «по блату» или по случайному стечению обстоятельств.

 

Столица буквально опутана сетями супермаркетов, салонов связи, ресторанов, фитнес-клубов, кинотеатров, химчисток и стоматологических клиник. А вот рынок автосервисных услуг до сих пор развивается по своим собственным, стихийным законам, и крупных сетей на нем так и не появилось (если не считать техцентры авторизованных дилеров, услугами которых в подавляющем большинстве случаев пользуются только владельцы новых автомобилей). И это несмотря на фантастическую цену вопроса: как показывают результаты тестов специализированных автомобильных изданий, среднегодовые расходы на эксплуатацию даже новых автомобилей составляют не менее $1000. В Москве, по данным ГИБДД, зарегистрировано около 2 млн легковых машин. Иначе говоря, по приблизительным подсчетам, оборот столичного рынка автосервисных услуг составляет около $2 млрд в год.

В России сейчас действует фактически одна-единственная сеть независимых автосервисов – BoschService. Но и у нее в Москве всего лишь 11 станций технического обслуживания (в целом по России 54) – это капля в море по сравнению с 10 000 станций BoschService во всем мире.

 

Что же касается остального мира, то в Европе, например, рынок поделен практически поровну между авторизованными станциями автоконцернов и независимыми сетями. Последние, по словам руководителя службы развития «Бош авто сервис» Сергея Назарова, привлекают клиентов демократичными ценами и гибкими условиями работы. В Европе работает не менее полутора десятков таких сетей. Одна из самых известных – британская Kwik-FitHolding насчитывает 2500 станций техобслуживания и имеет объем продаж свыше $800 млн в год.

Тенденция развития российского рынка вряд ли будет сильно отличаться от общеевропейской. Как считает Назаров, у любого владельца автомастерской есть три пути: «Первый, самый бесперспективный, – ничего не менять. Второй – встать под знамена официального дилера, получив статус авторизованного сервиса. Это наиболее затратный путь, так как автопроизводители предъявляют к своим партнерам все более жесткие требования. И наконец, третий путь – принять участие в одной из программ развития независимого сетевого автосервиса».

Однако вся беда в том, что самостоятельно построить сеть автосервисов практически невозможно. Как показывает практика, без участия крупного партнера-производителя не обойтись. «Автомобиль – самый сложный «предмет бытовой техники». Без поддержки автопроизводителя, информационной и технической, обслуживать современный автомобиль абсолютно нереально. Автопроизводителю же невыгодно «спонсировать» независимые автосервисы, создавая тем самым конкурентов своим авторизованным дилерам», – говорит Ярослав Шевченко, руководитель российского проекта «Евро-Гараж» сети автосервисов GroupAutoUnion. В Европе эта сеть объединяет 4000 автомастерских, в России же проект пока находится в стадии разработки.

Впрочем, материальную поддержку автосервисам способны обеспечить крупные производители автозапчастей, гаражного оборудования, а также оптовые продавцы запасных деталей для автомобилей. Именно такие компании, как Bosch, Lucas (специализируется на тормозных системах), Faсom (выпускает инструмент и гаражное оборудование), упомянутая GroupAutoUnion (объединяет нескольких дистрибуторов), начали строить сети автосервисов под своими брэндами.

Эти компании передают национальным предприятиям автосервиса свою торговую марку, оказывают рекламную поддержку, проводят обучение персонала, а также устанавливают специальные цены на свою продукцию. Взамен они получают гарантированный канал сбыта. При этом сами автосервисы остаются независимыми, и никаких франчайзинговых отчислений или доли в доходе предприятия та же Bosch от своих партнеров не требует.

Казалось бы, данная схема развития бизнеса выглядит весьма привлекательно. Но на практике все получается не так гладко, и пока в России слишком мало автосервисов соглашаются работать под одним брэндом. На это есть вполне объективные причины: на рынке все-таки преобладают автомобили нехитрой конструкции, которые несложно ремонтировать «на коленке», а значит, нет и необходимости осваивать новые технологии. Вторая причина – международные компании только-только начали осознавать перспективность отечественного рынка автосервисных услуг и выходят на него очень осторожно.

Есть и сугубо субъективные причины. Владелец одной из московских мастерских Bosch, пожелавший остаться неназванным, посетовал, что развитию его бизнеса мешает не всегда удобная ценовая политика немецкой компании: стоимость запчастей у Bosch иногда превышает цену оригинальных деталей от автопроизводителя, использовать которые запрещено по договору. А вот один из менеджеров специализированного сервиса по ремонту автоматических трансмиссий «ТАХО Групп» Сергей Харитонов считает: «Автосервис – дело настолько выгодное, что никто не хочет делиться и с кем-то объединяться».

Конечно, есть еще один путь создания сети автосервисов – специализация на какой-либо услуге. Так поступила московская компания MBO, владеющая сетью шиномонтажных мастерских (при своих магазинах), а также «Аларм Сервис», специализирующийся на установке сигнализации и аудиоаппаратуры. Но весь вопрос в том, перспективно ли уходить в узкую нишу. Ведь для развитых стран такая специализация становится все менее актуальной: клиент предпочитает получить весь спектр услуг в одном месте, а не мотаться по городу, в одном месте ремонтируя двигатель, в другом меняя шины, а в третьем налаживая забарахлившую сигнализацию.

Впрочем, как считает Ярослав Шевченко, хорошо уже то, что московский рынок автосервисов постепенно структурируется. Свое место находят на нем и авторизованные сервисы, и независимые автомастерские, и сервисы, которые объединяются в сети. Стремиться же российскому рынку есть к чему. В США, например, сеть автосервисов Great American открыла несколько филиалов, специально ориентированных на женщин, то есть с детскими комнатами и журналами мод. Идея создать такие салоны пришла в голову владельцам сети после того, как выяснилось, что женщины чаще мужчин обращаются в сервис для ремонта или диагностики автомобилей. Great American планируют расширить спектр услуг: например, открыть при автосервисах маникюрные и косметические салоны, а также организовать водительские курсы.

Еще по теме