Вторая мечта автовладельца

23.09.200200:00

У каждого автомобилиста есть две мечты (рискнем дополнить классическое утверждение): первая – продать свой автомобиль, а вторая - найти для него хороший автосервис. По данным департамента транспорта и связи правительства Москвы, в столице насчитывается около 2500 автомастерских. Тем не менее качественно отремонтировать подержанный автомобиль по-прежнему можно только «по блату» или по случайному стечению обстоятельств.

 

Столица буквально опутана сетями супермаркетов, салонов связи, ресторанов, фитнес-клубов, кинотеатров, химчисток и стоматологических клиник. А вот рынок автосервисных услуг до сих пор развивается по своим собственным, стихийным законам, и крупных сетей на нем так и не появилось (если не считать техцентры авторизованных дилеров, услугами которых в подавляющем большинстве случаев пользуются только владельцы новых автомобилей). И это несмотря на фантастическую цену вопроса: как показывают результаты тестов специализированных автомобильных изданий, среднегодовые расходы на эксплуатацию даже новых автомобилей составляют не менее $1000. В Москве, по данным ГИБДД, зарегистрировано около 2 млн легковых машин. Иначе говоря, по приблизительным подсчетам, оборот столичного рынка автосервисных услуг составляет около $2 млрд в год.

В России сейчас действует фактически одна-единственная сеть независимых автосервисов – Bosch Service. Но и у нее в Москве всего лишь 11 станций технического обслуживания (в целом по России 54) – это капля в море по сравнению с 10 000 станций Bosch Service во всем мире.

 

Что же касается остального мира, то в Европе, например, рынок поделен практически поровну между авторизованными станциями автоконцернов и независимыми сетями. Последние, по словам руководителя службы развития «Бош авто сервис» Сергея Назарова, привлекают клиентов демократичными ценами и гибкими условиями работы. В Европе работает не менее полутора десятков таких сетей. Одна из самых известных – британская Kwik-Fit Holding насчитывает 2500 станций техобслуживания и имеет объем продаж свыше $800 млн в год.

Тенденция развития российского рынка вряд ли будет сильно отличаться от общеевропейской. Как считает Назаров, у любого владельца автомастерской есть три пути: «Первый, самый бесперспективный, – ничего не менять. Второй – встать под знамена официального дилера, получив статус авторизованного сервиса. Это наиболее затратный путь, так как автопроизводители предъявляют к своим партнерам все более жесткие требования. И наконец, третий путь – принять участие в одной из программ развития независимого сетевого автосервиса».

Однако вся беда в том, что самостоятельно построить сеть автосервисов практически невозможно. Как показывает практика, без участия крупного партнера-производителя не обойтись. «Автомобиль – самый сложный «предмет бытовой техники». Без поддержки автопроизводителя, информационной и технической, обслуживать современный автомобиль абсолютно нереально. Автопроизводителю же невыгодно «спонсировать» независимые автосервисы, создавая тем самым конкурентов своим авторизованным дилерам», – говорит Ярослав Шевченко, руководитель российского проекта «Евро-Гараж» сети автосервисов Group Auto Union. В Европе эта сеть объединяет 4000 автомастерских, в России же проект пока находится в стадии разработки.

Впрочем, материальную поддержку автосервисам способны обеспечить крупные производители автозапчастей, гаражного оборудования, а также оптовые продавцы запасных деталей для автомобилей. Именно такие компании, как Bosch, Lucas (специализируется на тормозных системах), Faсom (выпускает инструмент и гаражное оборудование), упомянутая Group Auto Union (объединяет нескольких дистрибуторов), начали строить сети автосервисов под своими брэндами.

Эти компании передают национальным предприятиям автосервиса свою торговую марку, оказывают рекламную поддержку, проводят обучение персонала, а также устанавливают специальные цены на свою продукцию. Взамен они получают гарантированный канал сбыта. При этом сами автосервисы остаются независимыми, и никаких франчайзинговых отчислений или доли в доходе предприятия та же Bosch от своих партнеров не требует.

Казалось бы, данная схема развития бизнеса выглядит весьма привлекательно. Но на практике все получается не так гладко, и пока в России слишком мало автосервисов соглашаются работать под одним брэндом. На это есть вполне объективные причины: на рынке все-таки преобладают автомобили нехитрой конструкции, которые несложно ремонтировать «на коленке», а значит, нет и необходимости осваивать новые технологии. Вторая причина – международные компании только-только начали осознавать перспективность отечественного рынка автосервисных услуг и выходят на него очень осторожно.

Есть и сугубо субъективные причины. Владелец одной из московских мастерских Bosch, пожелавший остаться неназванным, посетовал, что развитию его бизнеса мешает не всегда удобная ценовая политика немецкой компании: стоимость запчастей у Bosch иногда превышает цену оригинальных деталей от автопроизводителя, использовать которые запрещено по договору. А вот один из менеджеров специализированного сервиса по ремонту автоматических трансмиссий «ТАХО Групп» Сергей Харитонов считает: «Автосервис – дело настолько выгодное, что никто не хочет делиться и с кем-то объединяться».

Конечно, есть еще один путь создания сети автосервисов – специализация на какой-либо услуге. Так поступила московская компания MBO, владеющая сетью шиномонтажных мастерских (при своих магазинах), а также «Аларм Сервис», специализирующийся на установке сигнализации и аудиоаппаратуры. Но весь вопрос в том, перспективно ли уходить в узкую нишу. Ведь для развитых стран такая специализация становится все менее актуальной: клиент предпочитает получить весь спектр услуг в одном месте, а не мотаться по городу, в одном месте ремонтируя двигатель, в другом меняя шины, а в третьем налаживая забарахлившую сигнализацию.

Впрочем, как считает Ярослав Шевченко, хорошо уже то, что московский рынок автосервисов постепенно структурируется. Свое место находят на нем и авторизованные сервисы, и независимые автомастерские, и сервисы, которые объединяются в сети. Стремиться же российскому рынку есть к чему. В США, например, сеть автосервисов Great American открыла несколько филиалов, специально ориентированных на женщин, то есть с детскими комнатами и журналами мод. Идея создать такие салоны пришла в голову владельцам сети после того, как выяснилось, что женщины чаще мужчин обращаются в сервис для ремонта или диагностики автомобилей. Great American планируют расширить спектр услуг: например, открыть при автосервисах маникюрные и косметические салоны, а также организовать водительские курсы.