Вторая попытка

12.03.200100:00

Компания «Московская сотовая связь» получила разрешение Министерства связи на создание опытной системы CDMA-400 в Московском регионе. Таким образом, МСС предпринимает еще одну попытку перевести свою сеть на «цифру».

Эх раз, еще раз...

Первая попытка построить цифровую сеть взамен устаревающей аналоговой окончилась неудачей. В мае 2000 года МСС планировала построить сеть в стандарте GSM-400. В качестве поставщика сетевого оборудования рассматривалась шведская компания Ericsson. Однако спустя некоторое время Ericsson от совместных с МСС планов отказалась, посчитав производство систем GSM-400 для себя невыгодным.

В то же время полностью отказаться от цифровизации МСС не могла: устаревающее аналоговое оборудование не дает возможности предоставлять современные услуги. Другой проблемой МСС, как и других операторов, работающих в стандарте NMT, является небольшой модельный ряд сотовых телефонов. По размерам аналоговый аппарат больше цифрового, и цена его выше. Вследствие этих факторов в МСС не наблюдалось роста абонентской базы – московские клиенты предпочитали более современные стандарты.

Чтобы выйти из сложной ситуации, МСС запустила запасной вариант и начала строительство опытной сети, работающей в стандарте CDMA-400 (другое обозначение этого стандарта – IMT-MC). В начале марта Минсвязи дало МСС долгожданное разрешение на развертывание опытной системы CDMA-400 в Московском регионе в диапазоне частот 453-457,5 МГц и 463-467,5 МГц. Сетевое оборудование для новой сети МСС вызвалась поставить американская компания Lucent Technologies, а сотовые телефоны собираются производить южнокорейская Hyundai Electronics Industries и американская Qualcomm. Витязь на распутье

Варианты перестройки аналоговой сетей NMT в Москве и во всей России обсуждались давно. В июне 2000 года вышел приказ № 110 Министерства связи, который требовал от операторов определить эффективность использования диапазона частот 450 МГц с учетом движения систем сотовой связи к третьему поколению. В качестве перспективных рассматривались два стандарта – GSM и CDMA.

Исторически приоритет отдавался стандарту GSM. Этот выбор диктовался тем, что Россия по версии Международного союза электросвязи находится в первой зоне частотного распределения. В данной зоне предпочтение отдается именно GSM. Россия подписала международные соглашения и стремится к тому, чтобы в глазах Запада выглядеть последовательным их исполнителем.

Однако после отказа Ericsson разрабатывать оборудование GSM-400 зеленый свет был дан другому направлению – системам CDMA.

Заместитель генерального директора МСС по новым технологиям Михаил Косинов объясняет, что рынок оборудования и абонентских терминалов для работы в диапазоне 450 МГц слабо развит из-за того, что в мире не решены организационные проблемы с этим диапазоном. Каждая страна самостоятельно решает, отдавать диапазон сотовой связи или радионавигации. В России диапазон 450 МГц занят сотовым стандартом NMT, в других странах он используется для иных целей.

В 2003 году должна состояться очередная международная конференция по распределению частот. Если в России к тому времени будет действовать сеть стандарта CDMA, это обстоятельство может оказать определенное влияние на решение конференции. «Мы надеемся, что к 2003 году переведем свою систему с аналогового стандарта на цифровой. Сейчас главная цель – закрепить полосу частот за сотовой связью и перспективными сотовыми системами. В диапазоне 400 МГц остались проблемы, которые копились с 60-х годов», – говорит Михаил Косинов.

По мнению менеджера, одной из серьезных проблем российской мобильной связи сегодня является недостаток частот. А точнее, неумение с ними разобраться. Огромная часть частотного ресурса в свое время отошла к военным и остается в их ведении до сих пор. Поэтому те операторы, которые смогли отвоевать себе частоты в период формирования сотового рынка, оказались на коне. Оператор, обладающий частотами, находится в изначально выгодном положении – он может найти и инвесторов, и производителей оборудования. Не случайно создание новых операторов сотовой связи и развитие старых и сопровождается такой волной «частотных» скандалов. Министерство связи РФ пытается исправить ситуацию, «разводя» воюющие стороны, но «развод» происходит медленно.

Владение частотным ресурсом – это залог успешной работы любого оператора сотовой связи. В качестве последнего по времени примера частотных войн можно привести историю с компанией «Персональные коммуникации», работающей под маркой «Сонет». Эта компания работает в диапазоне 800 МГц – между AMPS и GSM. Поэтому, когда Sonic Duo приступила к созданию опытной сети в стандарте E-GSM – как раз в диапазоне 800 МГц, – компания «Сонет» расценила это как вторжение на свою территорию и выступила с рядом резких заявлений. Узость диапазона частот серьезно осложняет жизнь «Сонету». У компании есть несомненное преимущество – оборудование, на котором сейчас работает «Сонет», относительно легко может быть модернизировано для перехода к стандартам третьего поколения. Но, по словам Косинова, «Персональные коммуникации» не решила основную организационно-политическую задачу: «Они влезли в тот диапазон, где очень тесно, и уже начинают толкать других. Мы же в диапазоне 450 МГц никого не задеваем».

Нигде в мире

Правильно ли сделала МСС, поменяв NMT на CDMA? Михаил Косинов говорит: «МСС ведет работы в рамках опытной зоны. Мы должны ответить на вопросы, который поставил перед нами регулятор – Министерство связи. Кроме того мы должны доказать инвесторам, что деньги вернутся. Если на обе группы вопросов будет найден положительный ответ, то можно будет говорить о начале работы по созданию цифровой сети».

Конкуренты реагируют на инициативы МСС спокойно. По словам вице-президента компании МТС Алексея Буянова, для разворачивания и строительства любой сети нужно время, а в условиях жесткой конкуренции, которая сейчас наблюдается на московском рынке, фора по времени – очень важное преимущество. «Мы будем смотреть за их действиями, но вряд они смогут составить нам серьезное соперничество», – говорит Буянов.

По мнению пресс-секретаря компании «Вымпелком» Михаила Умарова, задача, стоящая перед МСС, весьма непроста: «Заинтересованность производителя продвигать свое оборудование на рынке вполне понятна. Однако возникает вопрос: а сможет ли оператор эффективно управлять этой техникой? Оборудование CDMA-400 – уникальное, оно не используется практически нигде в мире».