Вторая волна?

11.06.201200:00


По словам совладельца предприятия, вызвано это отказом отечественных фермеров покупать продукцию завода в преддверии присоединения нашей страны к ВТО. Напомним, что в конце кризисного 2008 г. "Ростсельмаш" добился от Владимира Путина выделения господдержки в размере 25 млрд руб. "Относительно небольшие компании, такие как ЧТПЗ, КамАЗ и другие, уже лежат на боку, и новый кризис их просто добьет", - констатирует директор по управлению активами инвестиционной компании "Трейд-портал" Николай Солабуто.

Вероятность наступления нового кризиса эксперты считают достаточно высокой - стоит лишь обратить внимание на динамику рубля к доллару или обвальное снижение фондовых индексов. Котировки акций многих крупнейших отечественных компаний уже вернулись в кризисный 2009 г., и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации пока никто не берется. "Правительство готовится к новой волне кризиса уже с начала года. Резервируются средства, разрабатываются стратегии. Схема поддержки, скорее всего, будет такая же, как и в прошлый раз - дешевые кредиты от госбанков, госгарантии, возможно, льготы по оплате топлива, коммунальных услуг и т.п. Налоговых послаблений пока не ожидаем", - говорит аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев.

ВЭБ, например, уже предлагает поддержать фондовый рынок с помощью средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и ВЭБа, использованных в разгар экономического кризиса 2008-2009 гг., а ЦБ и правительству - обеспечить банковский сектор страны рублевой ликвидностью и сглаживать колебания на валютном рынке.

"Наиболее зависимы от финансовой конъюнктуры банки и тяжелая промышленность, крупнейшие банки при этом выполняют функцию регуляторов экономики, эти сектора будут испытывать наибольшую потребность в финансовой поддержке, они ее получат", - считает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. Напомним, что во время прошлого кризиса транши из бюджета получили ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк. "Группа "ВТБ" не испытывает никаких проблем с обслуживанием долгов. Вопрос об обращении к государственным структурам по поводу какой-либо помощи ВТБ не рассматривается", - категорично заявили в пресс-службе банка. Однако все без исключения опрошенные эксперты уверены, что финансирование реального сектора экономики будет проводиться именно через госбанки. Иными словами, они получат средства от государства либо на поддержку собственной ликвидности, либо для того, чтобы оказать помощь другим предприятиям. "Считаю, что государство может повторить опыт 2008 г., когда субординированные кредиты были предоставлены Сбербанку, ВТБ и Россельхозбанку", - подтверждает аналитик ГК "АЛОР" Наталья Лесина.

Получить дополнительную ликвидность в кризис мало кто откажется. Поэтому можно предположить, что за госденьгами выстроится настоящая очередь. Среди предприятий, которым действительно может потребоваться поддержка, эксперты называют "Мечел". Компания ведет переговоры с кредиторами, но пока не очень успешно. До конца года ей нужно погасить кредитов на 60 млрд руб. У ММК и ТМК ситуация пока не выглядит критической. "У "Русала" большой долг, но компания удачно рефинансировала большую часть задолженности, и в текущем году у нее больше не будет крупных выплат", - отмечает Илья Балакирев. "Долг полностью реструктурирован, его сумма уменьшена, выплаты идут согласно графику, по 2012 г. все платежи уже осуществлены", - подтверждает официальный представитель UC Rusal Ольга Санарова.


Олег Щапов, Генеральный директор компании CTI:

"Ничего нового в арсенале государства за последнее время не появилось. Будут вливаться деньги через структуры с государственным участием в компании, имеющие большое социальное значение или принадлежащие очень близким (или лояльным) к власти бизнесменам. В прошлый раз это сработало, и, как говорится, от добра добра не ищут. К тому же в развитых странах используются аналогичные методы: поддержка крупных банков, страховых компаний, автоконцернов. Печально только, что мы работаем с симптомами кризиса, но так и не приступили к решению главных проблем - неконкурентоспособности многих крупных компаний и моногородов, развитию мобильности рабочей силы".


Наталья Лесина, аналитик ГК "АЛОР":

"Если новый кризис разразится, то с высокой вероятностью государство будет вновь раздавать средства, включит печатный станок. Данная мера является наиболее простой, в связи с чем популярна среди многих стран. К примеру, средства раздавали и ФРС, и ЕЦБ. Но еще важен механизм предоставления ликвидности. К примеру, средства можно раздавать через крупнейшие банки страны. Но в таком случае в сложные времена не факт, что значительная часть средств не осядет в этих же банках. Так, средства до реального сектора вряд ли дойдут в полном объеме. Предприятиям с госучастием проще: деньги они могут получить в госбанках. А вот коммерческим частным компаниям придется затянуть пояса. Государство - это все-таки не фонд благотворительности".


Николай Солабуто, директор по управлению активами Инвестиционной компании "ТРЕЙД-ПОРТАЛ":

"Поддерживающие меры остаются все теми же - предоставление беззалоговых очень дешевых кредитов. Плохо только то, что со вступлением в ВТО мы оказались практически беззащитны перед иностранными конкурентами, и поэтому никакие меры нас особенно не спасут. Ну, может быть, еще слабый рубль, которому сейчас не мешают падать, сможет немного помочь экспортерам. Так называемые количественные смягчения, то есть раздача денег, - это практически единственный способ, раздача может осуществляться путем выдачи беззалоговых дешевых кредитов коммерческим банкам от ЦБ. Поддержку получат банки и через них - госкомпании. А вот среднему бизнесу придется, скорее всего, рассчитывать только на себя. У них и сейчас основной источник финансирования - кредиты из Европы, все денежные потоки и заказы внутри страны ориентированы на крупный бизнес".


Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент":

"Вероятен новый раунд предоставления корпоративному сектору средств в качестве кредитов, гарантий и прямых "инъекций" в капитал за счет Резервного фонда. Возможно также для указанных целей увеличение дефицита бюджета, профинансированное долговой и денежной эмиссией, относительно его текущего планируемого уровня в 0,5% ВВП. Вероятно сворачивание инвестиционных программ, не реализованный объем которых на текущий год составляет более 1 трлн руб., возможно сворачивание отдельных мер социальной поддержки, а также усиление администрирования работы квазигосударственных банков с целью снижения рисков для заемщиков. В экстремальном случае не исключено введение административных ограничений в области торговли и финансового оборота, в том числе с внешними рынками".