"Вторая волна" на рынке аудита

14.09.199900:00

Падение доходов аудиторских компаний на российском рынке было в I полугодии очень неравномерным. В основном пострадали крупные компании и масса мелких аудиторско-консалтинговых структур. "Средний класс" аудиторов, потерявших до 30% своих оборотов, тем не менее чувствует себя устойчиво. Структурные изменения рынка не закончились, в ближайшие полгода - год можно будет наблюдать становление новой структуры рынка аудита и консалтинга.

"Вторая волна"

Точных данных о количестве аудиторских компаний, работающих на российском рынке, привести невозможно. По данным Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Минфина, их по-прежнему около 500, как и год назад. Как и в других секторах сервисного рынка, самыми жизнеспособными даже в самых тяжелых условиях оказались некрупные компании.

Падение цен на услуги аудита и финансового консалтинга пока не отразились на структуре продаж на рынке. Концентрация бизнеса в первых 10 компаниях рейтинга (см. график 1) показывает, что погоду на этом рынке до сих пор делают крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы.

Рынок, как год и два года назад, формируется из четырех групп компаний. В первой - иностранные компании; во второй - 10 - 15 китов рынка, в числе которых представители "сетевых" аудиторских структур BDO и Penell Kerr Forster (PKF); в третьей - 20 - 25 компаний "второй волны"; далее - огромное количество фирм с меньшими объемами продаж, меньшей устойчивостью и меньшей известностью.

Насколько реально упали продажи услуг в компаниях всех четырех групп? Если достоверной информации по первой группе по множеству причин просто не существует, то по второй и третьей группе анализ имеющихся данных дал достаточно неожиданные результаты. Авторы рейтинга из компании ФБК провели сравнительный анализ показателей выручки фирм за I полугодие 1999 года и выручки за I полугодие 1998 года в валютном эквиваленте (использовались одновременно и метод долларового эквивалента, и "вычитание" показателей инфляции).

При этом обнаружилась примечательная тенденция: в компаниях "первой десятки" реальное падение продаж было на 10% больше, чем в компаниях "второй волны". И это несмотря на то, что продажи "первой десятки" более чем в три раза превышают суммарные продажи следующих 10 компаний.

Между тем особенно удивляться нечему. Еще в конце 1998 года иностранные аудиторские компании не скрывали просто катастрофического падения продаж: разорялись крупные банки, которым аудит по международным стандартам был просто необходим, уходили с международного рынка ценных бумаг (и, следовательно, сокращали расходы на "западный" аудит) многие промышленные компании. Слухам об уходе с российского рынка Deloitte&Touche - к слову, явно преувеличенным - верили так же, как сообщению Reuters. Похожей информации о крупнейших российских компаниях было несколько меньше, однако очевидно, что и тут потери известных клиентов и солидных контрактов были немалые. Не самый крупный, но стабильный рынок средних компаний, на которые киты особенно и не претендовали, как обслуживался "второй волной» (московскими крупными, но "небрэндовыми" аудиторами и сильными регионалами), так и остался за ними.

Крупному труднее

Нельзя сказать, что сравнительно более удачно пережившие депрессию аудиторы "второй волны" работают более эффективно, чем киты. Только четыре компании смогли в I полугодии 1999 года превзойти аналогичный показатель 1998 года. Отметим, что все они входят в число компаний "второй волны". Между тем продажи на одного сотрудника в компаниях "первой десятки" рейтинга в среднем выше, чем во "второй волне", но, впрочем, незначительно (см. график 3). К слову, в большинстве компаний "большой пятерки" этот показатель, по сведениям "Ко", выше в 2 - 2,5 раза, чем в первых 30 российских компаниях, особенно после сокращения штатов, пришедшегося на конец 1998 - начало 1999 года.

Падение объемов продаж вызвано - при грубой оценке - на одну треть сокращением объема работ, а на две трети снижением цен на услуги аудиторов-консультантов.

Похоже, именно последним обстоятельством и можно объяснить сравнительно большее падение продаж у китов и иностранных компаний. Сокращение объема работ - фактор в общем-то весьма избирательный: как уже отмечалось, у иностранных специалистов по банковскому аудиту явно не прибавилось клиентуры, равно как и у аудиторов промышленных предприятий. Впрочем, гораздо большее влияние на две лидирующие группы оказала невозможность резкого снижения цен на услуги. В отличие от "небрэндовых" коллег иностранные аудиторы "пятерки" и "первой десятки" имеют гораздо большие расходы и на офис, и на информационное обеспечение, и на обучение персонала, а это отражается на гибкости ценовой политики.

Выход российскими компаниями "первой десятки" из этой ситуации пока не найден. Впрочем, более или менее определившиеся стратегии действий уже можно выделить. "Первая фаза" таких стратегий - это диверсификация бизнеса и усиление на одном из секторов рынка. По сведениям "Ко", компания "Топ-аудит", один из явных лидеров в области услуг по внедрению информационных технологий, ставит именно на развитие этого направления, одновременно пытаясь удержать продажи в секторе аудита. "ЮНИКОН/MC", судя по всему, в целом сделал диверсификацию бизнеса и комплексное развитие основой своей рыночной стратегии.

Многие компании усилили активность в секторе консалтинговых услуг. В этой связи любопытна ситуация, сложившаяся в компании "Современные бизнес-технологии" (СБТ), которую, как сообщал "Ко", образовала группа специалистов, ушедших из "ЮНИКОН/МС". Как показывают данные I полугодия, до 90% в продажах СБТ составили консалтинговые услуги.

Так или иначе, пока сравнительная потеря темпа у компаний "первой десятки" по сравнению со "второй волной" еще даже не тенденция, а лишь начало тенденции. Тем более что "первая десятка", похоже, в самое ближайшее время окажется в крайне любопытной ситуации. Если раньше сектора "пятерки" (Arthur Andersen, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche) и российских китов не пересекались по определению - объемы продаж разнились на порядок, а иностранцы, как отмечал "Ко", были не прочь поставить под собственный контроль (и под собственную торговую марку, что тоже немаловажно) отдельных китов, - то теперь четверых из "пятерки" (исключая PricewaterhouseCoopers, которая пошла на значительное увеличение инвестиций в свой российский бизнес) можно в той или иной мере сравнивать с китами.

Стратегии "пятерки"

Компании "большой пятерки" в России после кризиса держали марку сравнительно недолго. Все без исключения игроки заявили о том, что кризис преодолим, что никаких потрясений в компаниях не ожидается. Действительно, никто с рынка не ушел: даже если компания увольняет две трети штата - это еще не факт, что она прощается с бизнесом. Сокращения - просто видимая часть реализуемых в компаниях в тот момент антикризисных стратегий, к которым в России просто не привыкли.

"Вторая фаза" антикризисных стратегий пришлась на I полугодие 1999 года. Во-первых, все компании "пятерки" сделали ставку на развитие не собственно аудиторского бизнеса, а в большей степени на консалтинг. Так, в руководство офисов Deloitte & Touche пришли профессионалы именно в области налогового и финансового консалтинга. По некоторым сведениям, в том же направлении - правда, не так акцентированно - будет развиваться бизнес KPMG. Во-вторых, все компании ввели специальные расценки на услуги - достаточно конкурентоспособные для крупного бизнеса. В-третьих, клиентам-должникам были предложены планы реструктуризации задолженностей, что в практике российских компаний прежде не встречалось.

Особенно впечатляет рост PR-активности западных компаний. Тон задает PWC, сделавшая агрессивную промоушн-кампанию одним из столпов своей стратегии в России. По сведениям "Ко", в ближайшее время по тому же пути пойдут Ernst & Young и KPMG. Особенно эффектно такая политика выглядит после многомесячного молчания. Тогда казалось, что компаний "пятерки" в России уже почти нет. Через несколько месяцев - не исключено - будет бытовать мнение, что не существует никаких аудиторов, кроме компаний "пятерки", тем более что размеры рекламных и PR-бюджетов российских и иностранных аудиторов несравнимы.

Между тем "нисхождение пятерки в десятку" все-таки очень вероятная вещь. Интересно, что при этом ближайшими конкурентами иностранцев станут не только российские аудиторы типа "Росэкспертизы", но и представители крупнейших мировых конкурентов "пятерки" - сетей BDO и PKF. В рейтинг I полугодия вошли сразу три представителя PKF, а "БДО Руфаудит", хотя и проигрывает лидерам рейтинга в два-три раза, поднялась за полугодие с шестого места на третье.