Второй белорусский

23.09.201300:00


Однако за арестом гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера, за рассуждениями о российско-белорусских отношениях на задний план отошли истинные причины произошедшего - то, что за всей этой историей просматривается вполне определенный коммерческий интерес белорусских бизнесменов и чиновников. Ведь у Белоруссии не так много источников валютного дохода, и калий - один из них.

Эксперты полагают, что именно эти белорусские бизнесмены и чиновники раскрутили "калийную историю", однако не учли возможных последствий.

Косвенным подтверждением "раскрутки" может служить тот факт, что "калийная тема" держится в топах белорусских СМИ практически с момента ареста Владислава Баумгертнера. Причем новости российских телеканалов идут в Белоруссии с задержкой на час, а сюжеты на эту тему в республике вырезают из эфира. Есть и еще один момент. "В конфликте не очень ясны чисто практические цели и задачи, которые ставят белорусские власти, - отмечает эксперт белорусского аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич. - Во время "газовой", "нефтяной войны" Минск хотел получить российские энергоресурсы по льготным ценам на льготных условиях. Что хочет получить белорусская власть сейчас, пока неясно".


Разрыв

С 2005 г. российский "Уралкалий" и белорусский "Беларуськалий" торговали совместно через Белорусскую калийную компанию (БКК), зарегистрированную в Минске. Проблемы во взаимоотношениях партнеров возникли два года назад, после того, как госконцерн "Белнефтехим" (владеет "Беларуськалием") возглавил экс-гендиректор "Гродно Азота" Игорь Жилин. Работа совместного предприятия не устраивала именно "Белнефтехим". Вокруг компании появились желающие продавать калий самостоятельно, и в декабре 2012 г. Александр Лукашенко издал указ, отменяющий эксклюзивность торговли калием через БКК. Произошло это после того, как "Белнефтехим" подготовил презентацию для президента, где говорилось, что "Беларуськалий" мог бы дополнительно реализовывать около 700 000 тонн калия в год в обход БКК.

"Уралкалий" пытался спасти союз. Но уже в начале 2013 г. Белоруссия стала торговать самостоятельно: появился межправительственный меморандум о поставках белорусского калия в Бангладеш (хотя у БКК есть контракт с этой страной). Начал Минск переговоры и с катарским трейдером Muntajat.

"В результате летом 2013 г. руководство "Уралкалия" приняло решение о прекращении поставок через БКК из-за нарушения принципа торговли через единую сеть со стороны белорусских партнеров", - констатирует старший экономист ФГ "Риком" Владислав Жуковский.


Чей интерес?

Александр Лукашенко был убежден или его убедили, что экспорт калийных удобрений без партнерства с Россией способен приносить больше доходов.

Еще в феврале 2013 г. в белорусских СМИ появились данные о том, что право войти в этот бизнес может получить один из крупнейших бизнесменов страны Юрий Чиж, владелец компании "Трайпл" (занимается импортом и переработкой нефти, поставками нефтепродуктов на экспорт, недвижимостью и пр.). 4 февраля Юрий Чиж присутствовал у Лукашенко на совещании, посвященном транспортировке калийных удобрений. Говорили, что предприниматель намерен заняться экспортом белорусских удобрений и с этой целью создает новую фирму, зарегистрированную в Клайпеде.

Белорусские СМИ называют Юрия Чижа близким другом Лукашенко, отмечая, что роднит их любовь к спорту. Чиж - мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, член президиума Белорусской федерации борьбы и центрального совета гособъединения "Президентский спортивный клуб".

В России компания Юрия Чижа стала известна в 2009 г., когда выиграла тендер на строительство биатлонного комплекса в Красной Поляне для Олимпиады-2014. Правда, через некоторое время, по неизвестным причинам, она отказалась от этого проекта. Как нефтетрейдер "Трайпл" работает с ЛУКОЙЛом, ТНК-BP (сейчас "Роснефть"), "Башнефтью" и "Газпром нефтью". Компанию Юрия Чижа подозревали в экспорте в страны ЕС российской нефти под видом растворителей, что позволяло не платить таможенные пошлины на нефтепродукты.

Кроме Юрия Чижа, среди выигравших от "атаки" на "Уралкалий" могли оказаться глава "Белнефтехима" Игорь Жилин, а также гендиректор "Беларуськалия" Валерий Кириенко. Именно они в последнее время много критиковали руководство БКК и владельцев "Уралкалия". Им же белорусские СМИ приписывают идею покупки "Беларуськалием" 30% калийного терминала в порту Клайпеды. Но, похоже, планы сорвались. Самостоятельный экспорт не спас стратегическое предприятие Белоруссии. Проблемы "Беларуськалия" никуда не делись.


Не получилось

В результате всех игр партнерство двух компаний, которое можно назвать одним из самых успешных российско-белорусских бизнес-проектов, фактически развалилось. Белоруссия теряет валютную выручку. Окружение Лукашенко продолжает обвинять российскую сторону в том, что именно "Уралкалий" виноват в тяжелой ситуации на калийном рынке. Иначе президент может спросить с них самих.

"Сейчас позиции гендиректора "Беларуськалия" серьезно ослабли, готовится его замена", - полагает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его мнению, в истории с БКК никто из интересантов не хотел сегодняшнего развития событий, но они перестарались, и ситуация вышла из-под контроля. "Планировали обострить конфликт, чтобы "Уралкалий" и "Беларуськалий" рассорились и каждая из компаний создала бы собственного трейдера, но перестарались, - констатирует эксперт. - Конфликт вышел на межгосударственный уровень, впрочем, стороны уже договорились, и, скорее всего, все вернется обратно - торговля продолжится через БКК".

"Восстановление сотрудничества вполне возможно в том или ином виде, так как это выгодно как белорусской стороне, так и акционерам "Уралкалия", которым необходимо повышать акционерную стоимость компании", - поясняет аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. Однако, по его словам, экономические потери понесет и Россия, и Белоруссия. Цены на хлористый калий пойдут вверх только в случае, если будет восстановлена старая схема "цена превыше объема". А это произойдет не ранее следующего года. К тому же потребители, скорее всего, накопят довольно большие запасы, чтобы впоследствии иметь возможность торговаться и снижать цену.