Второй блин комом
Браковать экономические законы, подготовленные правительством, становится новой кремлевской традицией. Вслед за новой редакцией Закона о банкротстве президентский «неуд» за качество получил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Несмотря на то что в обоих случаях Владимир Путин избрал «мягкий» вариант президентского вето (после внесения поправок они могут быть вновь рассмотрены парламентом и президентом), очевидно, экономическая стратегия, реализуемая правительством, находит все меньше поддержки в кремлевских коридорах. Оба законопроекта, по замыслу правительства, должны были стать основой для глубокого реформирования соответствующих сфер деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении кремлевские чиновники не обнаружили необходимых для этого качеств и, более того, признали документы по ряду норм антиконституциными.
В случае с «фондовым» законопроектом президент, в частности, указал на антиконституционость положений, ограничивающих права владельца ценных бумаг на обращение в суд с иском о возмещении ущерба. Антиконституционной, по мнению президента, является и попытка ФКЦБ включить в закон нормы, обязывающие участников рынка согласовывать перечень ценных бумаг, которые являются предметом маржинальных сделок, с положениями нормативных правовых актов ФКЦБ. В заключении, подписанном президентом, указывается, что в этом случае «права сторон договора (брокера и клиента) будут ограничиваться на основании акта федерального органа исполнительной власти, что противоречит Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ», которые разрешают вносить такие ограничения только федеральными законами.
Впрочем, это отнюдь не главные претензии. Больше всего президенту не понравилось стремление ФКЦБ расширить сферу собственной компетенции. В первую очередь президент опротестовал намерение ФКЦБ включить производные финансовые инструменты в сферу регулирования нового закона. По сути это означало бы консервацию сложившейся практики на фондовом рынке, когда срочные контракты регулируются в зависимости от базисного актива. При этом фьючерсы на ценные бумаги оставались бы под контролем ФКЦБ до принятия отдельного закона о деривативах. Кроме того, по мнению Путина, ФКЦБ не должна иметь права произвольно расширять перечень документов, необходимых для госрегистрации эмиссии, и определять требования к ценным бумагам, подлежащим обязательному допуску к листингу, что на практике означало бы закрепление за ФКЦБ «функции по отбору эмитентов, ценные бумаги которых могут обращаться на организованном рынке». В президентском заключении отмечается, что подобное нововведение «существенно ущемляет права как эмитентов, так профучастников рынка ценных бумаг». Не нашла у президентских юристов поддержки и идея совмещения функций андеррайтера и финансового консультанта, активно лоббируемая ФКЦБ.
Для участников фондового рынка президентское вето не стало неожиданностью. Слухи о негативной реакции Кремля на законопроект появились еще во время рассмотрении документа в Думе. Теперь после фиаско у президента законопроекту предстоит вновь вернуться к депутатам. Это дает неплохой повод обратиться к ключевой проблеме, препятствующей развитию фондового рынка, – отмене эмиссионной пошлины в размере 0,8%.