Второй раз в одну и ту же воду

НАЧАТЬ в феврале road show своих еврооблигаций во Франкфурте и Лондоне планирует «Газпром». Если выпуск состоится, это будет первый случай заимствований российской компании на зарубежном рынке после дефолта 1998 года. Объем выпуска еврооблигаций «Газпрома» составит $500 млн. Ведущими менеджерами выпуска назначены компании Credit Suisse First Boston и Schroder Salomon Smith Barney.

Аналитики считают, что компания выбрала не самые удачные время и способ заимствования. «На фоне низкого кредитного рейтинга России и напряженности вокруг долгов Парижскому клубу делать на Западе заимствования для отдельной компании весьма невыгодно. Кроме того, у «Газпрома» не слишком хорошие результаты в третьем квартале. Иностранцев также раздражает ситуация вокруг «Итеры», – говорит аналитик инвестиционной компании «Международный финансовый центр».

Специалисты считают, что в данном случае гораздо выгоднее было бы воспользоваться системой синдицированных кредитов. Но недавний отказ Европейского банка реконструкции и развития в займе на сумму $250 млн для этой компании никак не назовешь козырем в переговорах с другими банками.

Тем не менее сомневаться в том, что активы «Газпрома» – одной из крупнейших в мире газодобывающих компаний – будут пользоваться спросом, не приходится, по крайне мере до тех пор, пока цены на газ остаются на высоком уровне. «Скорее всего, «Газпром» сможет разместить еврооблигации. Но эти деньги достанутся ему недешево», – говорит аналитик западного банка.

Конечно, $500 млн не такая уж большая сумма в масштабах этой компании. Но все же ставка в 20% (а на меньшие ставки, по мнению специалистов, рассчитывать не приходится) представляется очень высокой. По словам члена правления концерна Юрия Комарова, если выпуск состоится, полученные средства будут направлены на планируемое в этом году освоение заполярного газового месторождения и запуска проекта «Голубой поток». Однако источники, близкие «Газпрому», считают, что выпуск еврооблигаций этой компании был задуман не как простое средство заимствования, а, скорее всего, как имиджевый ход, рассчитанный на западные рынки. По мнению источников, это лишь первая ступень в осуществлении гораздо более далеко идущих планов объединения рынка ADR и внутреннего рынка акций компании.