«Вторые» против «третьих»
Конгресс 3GSM (мобильных сетей третьего поколения), проходивший в Каннах в середине февраля, продемонстрировал замешательство, в котором находится телекоммуникационная индустрия. Вроде бы ей есть чем гордиться: в прошлом году абонентами мобильной связи стали еще 305 млн человек по всему миру. Всего сотовые трубки используют 1,7 млрд абонентов. Примеров такого стремительного роста и колоссального охвата потребителей не показывали ни автомобильная, ни компьютерная отрасли. Но вот каким предстанет будущее мобильной связи и какие технологии окажутся востребованными рынком, не могут предсказать даже руководители крупнейших компаний.
Президент Siemens Communications Лотар Паули, представляя журналистам свое видение развития связи в будущем, после 2006 года поставил в диаграмме знак вопроса. Он, конечно, выразил уверенность, что связь и дальше будет развиваться такими же высокими темпами, но что именно станет «паровозом» рынка, однозначно не определил.
Не меньшую уверенность излучал и Карл-Хенрик Сванберг, президент компании Ericsson. «Наш подход заключается в том, чтобы предоставить возможность абонентам операторов сотовой связи пользоваться той информацией, которую они привыкли получать дома или в офисе, в любой точке их местоположения. Если человек любит телевидение, то он может получать его на свой ноутбук или «карманный компьютер» в режиме он-лайн», – сказал он.
Не имея точного прогноза развития мобильной связи, руководители компаний-производителей и операторы перечисляют сразу широкий спектр возможностей: телевидение, доступ в Интернет, сетевые игры, передача музыкальных файлов, работа с корпоративными программными приложениями. Что из этого должно «выстрелить» и заставить сотни миллионов людей потратить еще по $10 – 20 в месяц – пока не знает никто.
Слова «скорость, надежность, совместимость платформ» чаще всего звучали на конференции 3GSM. Но были на конгрессе и скептики. «Пять лет назад здесь же в Каннах Motorola утверждала, что Интернет сделает технологию GPRS сверхпопулярной, – вспоминает аналитик агентства Informa Telecoms & Media Марк Ньюман. – До сих пор этого не случилось. А глава проекта Iridium утверждал, что только благодаря спутниковой связи мир станет мобильным. Проект Iridium, как известно, обанкротился».
Операторы ведут себя сверхосторожно, внимательно изучая поведение потребителей. Сегодня для них не представляет труда привлечь практически любое финансирование под проект, но цена ошибки может оказаться слишком высокой.
«Если компания «выстрелит» первой и не угадает направление, куда чуть позже двинется весь рынок, то ей придется очень тяжело», – объясняет вице-президент «Вымпелкома» Сергей Авдеев.
В Европе сети третьего поколения уже построены, и операторы пытаются найти волшебный «контент», который бы пользовался массовым спросом. В России этих сетей пока нет. Как нет и уверенности, что их нужно строить. Возможно, связисты предпочтут пропустить этот технологический этап и перейти сразу на следующую ступеньку, где компьютерные и телекомовские сети конвергентны.
По словам Сергея Авдеева, «Вымпелком» сейчас готовит бизнес-планы, которые предусматривают строительство тестовых зон третьего поколения, а затем и самой сети. Однако в компании нет четкой уверенности, что инвестиции, вложенные в передачу «движущихся картинок» в мобильном телефоне, удастся вернуть. Пока «Вымпелком» предпочел принять участие в разработке Wi-Fi-проекта. Предложенная Intel технология Wi-Fi, точнее, ее продвинутый вариант Wi-Max, может составить серьезную конкуренцию разработчикам 3G.
Характерно, что министр связи РФ Леонид Рейман заявил, что инвестиции в развитие в России мобильной связи третьего поколения преждевременны, и предложил операторам сосредоточиться на связи второго поколения.