Top.Mail.Ru
архив

ВЦСПС от бизнеса

Перегруппировка сил после поражения – методика логичная и давно известная. И в спорте, и в политике – например, новейшая история про то, как после декабрьских выборов правые силы себя искали и, найдя, ужаснулись. То же самое вроде должно было бы происходить и в бизнес-сообществе, особенно после необычайно плодотворного в смысле диалога с властью истекшего года. Когда окончательно стало понятно, что профсоюз олигархов – РСПП скорее трибуна для обращения вверх то ли с просьбой, то ли с молитвой, а не эффективный институт взаимодействия и защиты интересов предпринимательского сообщества. Разговоры про то, что наши крупные капиталисты такие-сякие, и не их надо защищать, а от них, несомненно, хороши и полезны, особенно в предвыборный период. Но они никак не снимают таких простых соображений, что реальные производительные силы представляют все-таки капиталисты (любого масштаба), а не защищающие от них население, но не поддающиеся никакому учету и присмотру правоохранительные, контрольные и судебные органы. Разделение всего сущего на базис и надстройку придумали не олигархи и даже не наши замечательные ответственные политтехнологи – так все изначально устроено, несмотря на настроение и предвыборные ожидания нашего думающего электората. 

Так вот крупный российский бизнес решил перегруппироваться и даже где-то расшириться за счет объединения своего союза с другими представляющими интересы малого и среднего бизнеса – такими, например,  как «Опора» и «Деловая Россия». Такую животворную идею озвучил недавно глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин. Защита интересов среднего и мелкого бизнеса в России сродни управлению метеоритными потоками. Проще говоря, пока можно только стоять, глядя на надвигающийся поток метеоритов-контролеров и метеоритов-крышевателей, и шептать «пронеси, Господи».

Помимо обычных взяток-откатов-разрешений есть еще как минимум две серьезные проблемы, которые для малого бизнеса трудноразрешимы. Это инвестиции и постоянное грамотное юридическое сопровождение предпринимательской деятельности, включая претензионную работу и представление интересов в судах, в том числе и арбитражных. Все это серьезные деньги, которые малый бизнес себе позволить не может, а государство – не на словах, а на деле – его поддерживать пока не собирается. Не стоит даже спрашивать почему – потому что тогда слишком про многое надо начать интересоваться «почему?». А вот крупный бизнес здесь в принципе мог бы помочь остальному. Но это в принципе.

Практически создана главная политическая партия, теперь вот на подходе главный профсоюз предпринимателей, который заменит собой несколько организаций. С точки зрения управления и контроля это, разумеется, гораздо удобнее. Особенно если правильно подобран руководящий орган. И будет он заниматься, как и раньше, не столько формулированием и отстаиванием интересов производительных сил, сколько полезной разъяснительной работой об очередных задачах советской власти. В частности, такой сегодня модной, как социальная ответственность бизнеса. То есть государство и действующая власть решили, что свои социальные обязательства они уже выполнили, пусть теперь другие побеспокоятся. А законы, стимулирующие финансирование социальных и благотворительных проектов, пусть на Западе принимают. Без малого двести лет назад один чиновник в чине городничего по фамилии Сквозник-Дмухановский уже пришел к такому здравому рассуждению: мол, если пронесет с ревизией, то он такую свечку огромную поставит, какой никто не видывал. И тут же сообразил, как обязательство это выполнить – с каждого купца не меньше десяти кило воска. Так что социальная ответственность бизнеса – тема не новая, хотя, как видно, весьма актуальная. Жаль, что не столь актуальны темы гарантий частной собственности и объективной судебной защиты. Но профсоюзы, как школа коммунизма, этими вопросами не занимаются.  Тем более профсоюзы, объединенные по призыву  или по невысказанному пожеланию Кремля.

Еще по теме