Вы просите или требуете?

Некоторые люди, боясь "потерять лицо", не высказывают своих желаний до тех пор, пока полностью не уверятся в том, что они будут исполнены. Почти каждый из нас, реже или чаще, испытывает боязнь попросить о чем-то. Иногда этот страх перерастает в особую форму агрессии - люди вместо просьб высказывают требования.

Другие люди (а иногда и те же самые), наоборот, боятся чужих обращений за помощью.

В любой просьбе, даже самой невинной, они видят попытку нарушить их свободу. Они всячески пытаются представить любые просьбы собеседников как требования, пытаясь таким образом отпугнуть окружающих от высказывания каких бы то ни было просьб в их адрес.

Так когда же просьба перестает быть просьбой?

Вспомним, что просьба - это честное выражение своей позиции и своих желаний, сделанное в такой форме, что другой человек волен согласиться или отказать. Высказывая свои желания в форме просьбы, вы оставляете собеседнику возможность высказать его позицию и его желания.

Просьба становится требованием, когда вы даете собеседнику каким-либо образом понять (это очень легко делается интонацией): а) вы ожидаете определенного ответа; б) вы имеете право на определенный ответ; в) вы будете чувствовать себя обиженным, рассерженным, если просьба не будет удовлетворена.

Все это формы манипуляции, эмоционального шантажа.

Тем не менее не нужно путать эти манипуляции с обычной настойчивостью. Во многих жизненных ситуациях именно требование более уместно, чем просьба. Например, если вы разговариваете с подчиненным или хотите, чтобы партнеры или коллеги выполняли свои обязательства.

Насколько легко даются вам просьбы? Умеете ли вы требовать свое, когда возникает такая необходимость?

Оцените степень сложности для вас предложенных ситуаций по следующей системе баллов: 1 - это несложно; 2 - не слишком просто; 3 - очень сложно, требует специальных усилий.

Ситуации:

  • Ответ работнику, требующему особого снисхождения к себе.
  • Ответ работнику, настойчиво требующему вашей помощи.
  • Обращение за помощью к другим.
  • Обращение к людям, занимающим высокие должности и очень занятым.
  • Производственные совещания по вопросам реорганизации.
  • Отношения с работником, плохо выполняющим свои обязанности и при этом еще выдвигающим свои претензии.
  • Обсуждение с подчиненным условий и оплаты труда.
  • Требовательность к сотруднику, работающему "из-под палки".
  • Применение различного рода наказаний.
  • Увольнение нерадивого работника.
  • Работа с людьми, недооценивающими ваши идеи.
  • Обсуждение с начальством вопросов повышения вас в должности или в оплате.
  • Отстаивание своих интересов, когда на них кто-то посягает.
  • Аккуратное выполнение всех запланированных дел.
  • Отстаивание собственного мнения, отличного от мнения руководства.
  • Отказ от "непрофильного" задания, хотя время и позволяет его выполнить.
  • Необходимость заниматься второстепенными делами в ущерб главному.
  • Разрешение конфликтных ситуаций.
  • Выступление перед аудиторией.

    Подсчитайте количество набранных баллов.

    Свыше 45 баллов: у вас низкая настойчивость, вы плохо справляетесь с необходимостью что-то просить.

    35 - 45 баллов: среднее значение.

    Меньше 30 баллов: вы хорошо умеете добиваться своего. Вопрос только в том, всегда ли стоит это делать.

    Чтобы разобраться в себе, рекомендуем выполнить упражнение под названием "Просьбы и требования". Сядьте вместе с приятелем, который согласится подыграть вам. Попросите его о чем-либо в требовательной форме. Что вы ощущаете? Какую реакцию наблюдаете у партнера? Спросите, что чувствует он при этом.

    А теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спрашивая и выслушивая, что чувствует другой. Что вы ощущаете, когда просите? Какую реакцию наблюдаете теперь у партнера? Что чувствует он на этот раз?

    Эти упражнения помогут вам научиться высказывать свои желания способом, наиболее адекватным каждой ситуации.