«Выход из Болонской системы не означает отказа от уровневой системы образования»
Российские вузы исключили из Болонской системы образования, о чем 6 июня официально объявил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев. Решение Болонской группы, по его словам, было продиктовано в том числе позицией российских вузов по спецоперации на Украине. Теперь Россия намерена формировать свой порядок обучения, ориентированный на специалитет. Эксперты, опрошенные журналом «Компания», полагают, что отказ от магистратуры и бакалавриата не стоит приравнивать к «возврату в СССР».
Что случилось
Российские вузы исключили из Болонской системы образования. Об этом в понедельник, 6 июня, на расширенном заседании комитета Совета Федерации объявил замглавы Минобрнауки по науке, образованию и культуре Дмитрий Афанасьев.
По его словам, Болонская группа еще 11 апреля объявила о решении прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса. Одной из причин стало то, что ректоры российских вузов подписались под обращением Российского союза ректоров — в котором поддержали спецоперацию на Украине.
«Фактически с учетом того, что наши ректоры, руководители образовательных организаций подписались под обращением Российского союза ректоров о поддержке президента в связи со специальной операцией, то фактически все образовательные организации страны исключены тем самым из Болонского процесса», — заключил Афанасьев.
Еще в марте Министерство науки и высшего образования РФ в ответ на запрос «Интерфакса» сообщало, что у России нет планов отказаться от участия в Болонском образовательном процессе. Тогда в Минобрнауки отметили, что в последнее время в стране наметилась тенденция роста программ специалитета, предусматривающих обучение в вузе в течение 5-6 лет.
Представители ведомства тогда пояснили, что российская система образования, помимо уровней бакалавриата и магистратуры, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета (по которому на освоение программ дается 5-6 лет). С 2024 года вступает в силу новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, в котором приоритет будет отдан специалитету и образовательным программам длинного цикла (5-6 лет) при уменьшении бакалавриата и магистратуры.
Однако в мае глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что Россия отойдет от Болонской системы подготовки кадров в вузах, и будет формировать свой порядок обучения, ориентированный на специалитет. Его поддержало Минпросвещения, где сообщили о готовности взаимодействовать с ведомством по переходу обучения в педагогических вузах на специалитет уже с 1 сентября.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко 1 июня заявила, что России нужно выходить из Болонской системы образования, поскольку интеграция в научное пространство Европы не состоялась. «Вопреки всем обещаниям Запада о полной интеграции наших университетов, научных центров в научное пространство Европы, ничего этого не произошло, к сожалению», — указала Матвиенко. По ее словам, в мире все еще сохраняется дискриминация российских дипломов и научных степеней.
Такая позиция не означает «уничтожения всего существующего дотла», уточнила Матвиенко. По ее словам, выход страны из Болонской системы должен сопровождаться серьезной реформой отечественного образования. Нужны обсуждения и широкая дискуссия, обсуждение с научным и ректорским сообществом, выработка плана пошаговых действий, полагает спикер Совфеда.
«Нельзя взять и быстро вернуться в советскую систему, это уже невозможно, за эти десятилетия многое изменилось, мир изменился, да и мы изменились», — заключила Матвиенко.
История вопроса
Болонскую конвенцию о переходе на бакалавриат и магистратуру Россия подписала еще в 1997 году. Она подразумевает создание европейского пространства высшего образования.
Один из ее базовых пунктов — традиционная для Европы двухуровневая система образования. Бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста здесь рассматриваются в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Бакалавриат — первый уровень, магистратура или подготовка специалиста — второй.
Таким образом, к 2000-му году уже 200 вузов страны вели подготовку по бакалаврам и магистрам. При этом официально Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. В СССР программы обучения длились 5-6 лет.
Отказ от Болонской системы — это «назад в СССР»?
«Россия в любом случае приняла решение выходить из этой системы. Она была введена 20 лет назад, и сейчас задачи другие», — объясняет в разговоре с журналом «Компания» проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно. По его словам, в России почему-то автоматически трактуют отказ от Болонской системы как введение специалитета, но это вовсе не обязательный сценарий.
«Отказ страны от Болонской системы вовсе не означает отказа от уровневой или модульной системы образования — когда образовательный процесс разбивается на равные части, что позволяет организовать академическую мобильность», — полагает он.
«Болонская система — это 4+2, а мы в России уже обсуждаем 2+2+2. Там, где нужен специалитет — например, в таких областях, как медицина и инженерные науки — он останется. А система трех “двухлеток” позволит внести еще один этап, где можно выбрать специализацию», — объясняет Штыхно.
По его словам, Валерий Фальков целью перехода России с одной системы на другую называл предоставление возможности студентам индивидуализировать свои категории обучения. «Министр в своем выступлении сказал, что перейти с одной системы на другую мы хотим для того, чтобы позволить студентам индивидуализировать свои категории», — отмечает он.
На вопрос, означает ли это, что студенты смогут сами, как на Западе, выбирать предметы для обучения, Штыхно заметил, что это регулирует не столько Болонская система, сколько госстандарты общего образования.
Также, по его прогнозам, после выхода из Болонской системы возможность из непрофильного бакалавриата перейти в «какую угодно» магистратуру, вероятно, будет отменена. Вопрос, впрочем, пока нерешенный — его будут обсуждать экспертные группы, в состав которых войдут в том числе представители вузов.
«Раньше ты мог бакалавриат получить один, в магистратуру пойти по другой специальности. Сейчас, вероятнее всего, будет определен перечень: если бакалавриат был по следующим специальностям, то в магистратуру можно пойти вот по таким», — объясняет эксперт.
Российское образование больше не будет котироваться за рубежом?
Россияне тем временем начали высказывать опасения, что их дипломы теперь не будут котироваться за рубежом. Они отмечают, что раньше к диплому бакалавра в России выдавался Diploma Supplement (приложение европейского образца — Прим. ред.), имевший юридическую силу во всех странах Болонской системы — и по этой бумаге могли зачесть часы прослушанных дисциплин при поступлении на магистерские направления. Также это помогало в оформлении рабочих виз.
По словам Штыхно, пока невозможно ответить на вопрос, затруднит ли выход из Болонской системы россиянам возможность продолжить обучение за рубежом. Эксперт называет это маловероятным сценарием, поскольку у российских вузов уже есть опыт сотрудничества со странами, которые не входят в Болонскую систему. Это страны Азии, Китай. Сотрудничеству в части образования и обмена студентами это, по его словам, не мешает. «Мы не знаем контуров новой системы (которую выработают в России — Прим. ред.) но предпосылка такая, чтобы она давала максимальные возможности по самореализации», — объясняет он.
Значит ли это, что в России отменят ЕГЭ?
Возможный отказ от Болонской системы при подготовке кадров в вузах не должен привести к отмене Единого государственного экзамена, поскольку в стране пока не выработано какой-либо альтернативы. Об этом в мае на пресс-конференции заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
Он выразил сомнение в том, что вузы и школы смогут в одночасье перейти к старой экзаменационной модели, а также призвал не путать присоединение к Болонскому процессу и внедрение в России модели ЕГЭ. По словам Музаева, они просто «совпали периодами».