Выходим в кэш
Не совсем по образу и подобию
Как подчеркивает директор департамента развития корпоративного бизнеса банка "Петрокоммерц" Дмитрий Федотов, под наличностью понимается вся совокупность денежных средств предприятия или холдинга - как в наличной, так и в безналичной форме. Такое понимание Cash Management, по мнению эксперта, более характерно для зарубежной практики, начавшей складываться с формированием транснациональных корпораций в рамках обслуживания потоков платежных документов, поступающих в адрес корпоративной клиентуры банков, а затем постепенно трансформировавшейся в комплексную систему со значительным продуктовым наполнением и современными технологическими решениями.
В России же, по словам директора департамента развития продуктов корпоративного бизнеса Промсвязьбанка Германа Харченко, пока нет даже общепринятой классификации системы Cash Management. "Если говорить об определении этого понятия, то нет единого мнения не только о содержании отдельных продуктов, но и составе продуктовой линейки в целом, - подчеркивает он. - Многие банки вкладывают в чем-то свое представление в каждый из этих продуктов".
В любом случае, уверен Дмитрий Федотов, и иностранные, и российский банки рассматривают систему Cash Management как набор полезных опций, могущих предоставляться в качестве самостоятельных услуг или в комплексе - в зависимости от потребности каждого конкретного клиента. Однако набор элементов, из которых состоит продуктовая линейка системы Cash Management, для отечественных и зарубежных банков не одинаков из-за разницы в методологии, технологии и практики внедрения.
Так, основу современного Cash Management наших банков сегодня составляют услуги по контролю за денежными потоками холдинга (информирование о движении средств, контроль за расходованием средств подразделениями компании, в том числе с возможностью автоматического и ручного акцепта, контроль исполнения бюджета) и материальный пулинг (Cash Pooling), в то время как иностранные банки под Cash Management понимают все услуги по управлению денежными средствами корпоративного клиента, включая РКО, инкассацию, эквайринг и др., а не только услуги для казначейств крупных корпораций.
К технологиям, применяемым зарубежными банками в рамках системы, также относятся виртуальный пулинг (Notional Pooling) и зонтичный овердрафт (Umbrella Facility), к внедрению которых в силу технологической сложности и особенностей российского законодательства крупнейшие отечественный банки только приступают. Наиболее "опытные" из них проводят систематизацию уже внедренных элементов Cash Management в направлении комплексности продуктового ряда и возможности его настройки под индивидуальные потребности конкретных клиентов.
"Наше законодательство во многом не соответствует передовым тенденциям мирового рынка и не так оперативно реагирует на изменения потребностей рынка российского, - признает вице-президент, директор департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа банка Владислав Боднарчук. - Это мешает корпорациям гибко выстраивать свою структуру и бизнес-процессы. Но по мере того как преимущества Cash Management становятся все более очевидными, иностранные практики будут находить все больше применения".
Вначале было...
Осуществлять разработку и внедрение отдельных элементов нового продукта в РФ стали с начала 2000-х годов. К этому времени в экономике страны произошли существенные перемены, возросли потребности российских предприятий, ставших проявлять интерес к технологичным расчетным продуктам. Одним из первых коммерческих банков, начавших построение системы управления финансовыми потоками для своих клиентов, в первую очередь для предприятий группы "ЛУКОЙЛ", в 2001 г. стал "Петрокоммерц". Чуть позже к процессу подключились и государственные банки. При этом "дочки" западных кредитных организаций в России в то время в основном работали в финансовом секторе и обслуживали корпоративные интересы иностранных компаний, поэтому с их стороны активного предложения и продвижения элементов системы Cash Management не осуществлялось.
Сегодня, по словам Дмитрия Федотова, вопросами внедрения Cash Management в стране занимается порядка 20 кредитных организаций, включая госбанки и дочерние иностранные банки. В той или иной степени пользователями продукта являются более 200 крупнейших предприятий России с совокупным годовым объемом выручки порядка $50-60 млрд.
"Оценивая объем рынка Cash Management, можно сказать, что он равен объему наличного и безналичного оборота клиентов (физических и юридических лиц), - добавляет Герман Харченко. - Учитывая капиталоемкость и инерционность процесса перехода российских банков на новые технологические платформы, говорить о широкой распространенности этих продуктов пока преждевременно".
Согласен с ним и Владислав Боднарчук: "Совсем массовым Cash Management в России не станет, поскольку сейчас большинство продуктов этой линейки ориентировано на индивидуальные потребности крупного бизнеса, однако некоторые продукты вполне могут стать массовыми в ближайшие годы".
Как поясняет Дмитрий Федотов, по преимуществу корпоративные клиенты до сих пор не готовы к масштабному внедрению данной услуги из-за необходимости проведения внутренних преобразований и выстраивания бюджетного процесса и лишь изучают имеющиеся на рынке предложения, примеряя их к своим бизнес-процессам, а большинство банков сегодня только декларирует возможность предоставления данного продукта, хотя технологически имеет возможность реализовывать лишь отдельные элементы комплекса.
На данный момент основными потребителями продуктов группы Cash Management являются крупные вертикально интегрированные холдинги, которым удалось консолидировать свои денежные потоки в опорных банках. Кроме того, элементы и отдельные продукты системы Cash Management используют частные и государственные корпорации в рамках реализации отдельных проектов.
Выжать по максимуму
Применение системы Cash Management позволяет компаниям получать прямой экономический эффект путем сокращения расходов на банковское обслуживание и передачи части казначейских функций в банк.
"В современной концепции существования крупного холдинга очень важным моментом является соблюдение финансовой дисциплины в целях того, чтобы так называемый неработающий капитал не скапливался на счетах группы компаний, - поясняет Герман Харченко. - Результатом использования продуктовой линейки Cash Management является ускорение оборачиваемости капитала за счет консолидации средств в головном офисе корпорации и наиболее эффективного управления ликвидной позицией".
Вдобавок к этому передача казначейских функций кредитному учреждению позволяет корпорации существенно сократить расходы на персонал финансовых подразделений и развитие собственных IT-платформ.
Унифицированный документооборот, системность, оперативность и достоверность получения информации по заданным форматам, а также автоматизация и полная прозрачность бизнес-процессов - вот далеко не полный набор преимуществ банковских систем Cash Management, о которых говорит Дмитрий Федотов. Такая система, по мнению эксперта, позволяет централизованному казначейству с оптимизированной по численности структурой на основе достоверной и своевременной информации о движении всех финансовых средств группы компаний, а также с использованием преимуществ управления консолидированным пулом денежных средств всей группы готовить базис для принятия руководством взвешенных управленческих решений о перераспределении средств внутри группы, определении оптимальных объемов привлечения внешних заимствований и установлении единых ценовых параметров обслуживания в кредитных учреждениях. Кроме того, казначейство, управляя консолидированным пулом средств, обретает возможность получения дополнительных доходов от размещения свободных остатков в банковские и иные рыночные инструменты на более привлекательных условиях.
"Максимальной эффективности можно добиться за счет выстраивания четких принципов работы каждого элемента Cash Management, синхронизации банковских процедур и внутренних процессов корпорации, - рассказывает Владислав Боднарчук. - Это достигается, если корпорация объединяет свои денежные потоки в один банк, который и решает поставленные задачи". В этом случае значительно улучшается управляемость денежными потоками, извлекается максимальная выгода из решений системы за счет их наиболее оптимального применения на основе полной картины операций по счетам корпорации и появляется возможность воспользоваться дополнительными опциями, предлагаемыми банком.
В сухом остатке
Затратная часть предприятия при внедрении банковской системы Cash Management связана в основном с интеграцией собственной бухгалтерской системы или системы ERP в электронную систему банка. Таким образом, как уверяет Дмитрий Федотов, без особых технологических затрат и за относительно небольшое комиссионное вознаграждение по текущему обслуживанию комплекса предприятие получает существенную экономию, начиная от оптимизации штатной численности до сокращения расходов на привлечение заемных ресурсов.
В целом, по оценкам экспертов, внедрение банковской системы Cash Management позволяет минимизировать объем заемных средств, привлекаемых на покрытие кассовых разрывов, до 30% от первоначальной потребности. Также это ускоряет цикл оборачиваемости денежных средств группы в течение месяца на 2-3 дня, снижает стоимость привлечения заемных средств за счет централизации работы с инвесторами до 10-15% и увеличивает доходность по размещаемым денежным средствам на 15-20%.
Дмитрий Федотов, директор департамента развития корпоративного бизнеса банка "Петрокоммерц":
"В комплекс Cash Management, предлагаемый нашим банком корпоративным клиентам, входит ряд услуг, которые могут использоваться как пакетно, так и самостоятельно. Это и информационно-аналитическое обеспечение (инфопулинг), позволяющее клиенту контролировать и анализировать остатки и обороты денежных средств, проходящих по счетам предприятий клиента, а также списания и поступления денежных средств в разрезе расходных и доходных статей централизованного бюджета. Это и бюджетный контроль с возможностью расширения списка контролируемых параметров, с помощью которого можно в режиме онлайн осуществлять контроль платежей, проводимых предприятиями клиента, на соответствие установленным критериям (ограничениям/лимитам). Это и управление единой платежной позицией группы предприятий клиента (кэш-пулинг), позволяющее аккумулировать денежные средства группы на едином счете и перераспределять их между предприятиями группы в пределах установленных платежных лимитов для повышения эффективности и ускорения расчетов, а также в целях снижения затрат на внешние заимствования. Одновременно у клиента появляется возможность получения дополнительного дохода от размещения пула денежных средств в более доходные инструменты банковского и финансового рынка, которые при этом не ограничивают оперативности управления ими".
Владислав Боднарчук, вице-президент, директор департамента маркетинга и банковских продуктов "Нордеа банка":
"Группа Nordea является одним из лидеров Cash Management в Европе, и в России мы также предоставляем клиентам полный спектр услуг в данной области. Предлагаемые решения позволяют сделать управление финансами группы компаний более прозрачным, оперативным, и главное - более эффективным. Условно, наши услуги Cash Management в России можно разделить на две группы. Первая - услуги для повышения уровня контроля за всеми финансовыми потоками как отдельно взятой компании, так и группы компаний. Сюда относится ряд инновационных решений с использованием различных настроек систем банк-клиент, SWIFT и других. Вторая группа услуг дает возможность корпоративным клиентам банка более эффективно управлять ликвидностью. В зависимости от потребности конкретной группы компаний могут быть востребованы услуги как "физического", так и "номинального" пулинга. Основное преимущество этой группы услуг в том, что клиент с их помощью повышает эффективность использования собственных средств, снижая потребность в дополнительных заимствованиях, и даже, напротив, получает возможность зарабатывать на этом. Для международных холдингов мы предлагаем дополнительный набор решений по управлению финансовыми потоками не только в России, но и за рубежом".