Вымпелком
Для "Вымпелкома" 1999 год был отнюдь не самым удачным. Действительно, можно ли говорить об успехе, когда оборот компании упал на 40%, первое полугодие компания закончила без прибыли (операционные убытки составили, по данным компании, $0,2 млн при объеме продаж в 110,2 млн), а в ключевом московском регионе "Вымпелком" потерял лидерство по количеству абонентов? Однако именно в 1999 году компания показала, что даже в самых неблагоприятных условиях технологичный и квалифицированно управляемый бизнес может развиваться так, как и не снилось российским предпринимателям. Самое главное достижение компании, которое позволило экспертам "Ко" номинировать "Вымпелком" на звание "Компания года", - это чуть ли не первая в истории российского бизнеса успешная попытка перейти от стратегии "развитие от достигнутого" к "развитию от перспектив".
Доля рынка "Вымпелкома" в московском регионе составляет порядка 38% (это второй результат после лидера - МТС), количество пользователей сетей "Би-Лайн" к началу сентября составило 173 тыс. человек, а сейчас приближается к отметке в 200 тыс.
В 1996 году "Вымпелком" стал первой российской компанией, сумевшей разместить на Нью-Йоркской фондовой бирже более 20% собственного капитала и войти, будучи узкопрофильной компанией, наравне с естественными монополистами и крупнейшими нефтяными холдингами в число 20 наиболее капитализированных российских компаний. В начале 1999 года "Вымпелком" осуществил настоящий прорыв на рынке привлечения инвестиций, наглухо закрытом для российских корпораций с осени 1998 года, подписав договор о стратегическом альянсе с норвежским телекоммуникационным гигантом Telenor. 25,7% собственного капитала "Вымпелкома" были проданы норвежцам за $162 млн (при этом Telenor рассчитывает в течение ближайших пяти лет вложить в российскую сотовую связь около $300 млн). Менеджмент "Вымпелкома" сумел сохранить за собой полный контроль за компанией, что является большой редкостью для восточноевропейских сотовых компаний.
1999 год не обещал "Вымпелкому" ничего хорошего. Однако компания, к "похоронам" которой уже приступили соперники, в 1999 году на все 100% отработала возможности модели "развития от достигнутого", заставила говорить о себе как о самом опасном конкуренте и перешла к новой модели.
В 1999 году компания задействовала все возможные ресурсы - от кадровых до финансовых - для строительства собственного будущего. Реформирование структуры весной 1999 года позволило "Вымпелкому" существенно снизить издержки на управление. Активизация лоббистских контактов позволила компании получить дополнения к лицензиям на стандарт GSM-1800. За этот шаг компанию много критиковали, но победителей не судят.
Не последнюю роль в успехе компании сыграл и Николай Прянишников, которого "Вымпелкому" удалось переманить из МСС. Именно этот менеджер определил маркетинговое превосходство компании перед конкурентами. Именно в маркетинговых инициативах компании и заложены возможности будущего роста: так, снизив цены на "входной билет" для абонента сотовой связи сначала до $100, а потом и до $50, "Вымпелком" открыл для рынка (но прежде всего для себя) новую целевую аудиторию - людей с невысокими доходами. Это сотни тысяч, потенциальных абонентов. Практически все, что делали менеджеры "Вымпелкома" в области маркетинга, вынуждены через некоторое время повторять конкуренты. Это и prepaid-карты, и дотирование продаж сотовых трубок, и изменения в тарификации и схемах продаж, и даже рекламная политика. Не все нововведения оцениваются конкурентами положительно: так, "Мобильные телесистемы" (кстати, эта компания также номинирована нашими экспертами) обвиняют "Вымпелком" в развязывании ценовой войны, в результате которой сотовая связь стала доступна для клиентов с низкими доходами. Поведение "Вымпелкома" во многом предопределяет развитие самого рынка. "Вымпелком", похоже, сделал для себя определяющим принцип: "бизнес - это не только объемы продаж сегодня, это еще и перспективы". Причем компания намерена развиваться не только в Москве, но и по всей России: лицензионная база компании покрывает 68% территории России, под маркой "Би-Лайн" работают 24 региональных сотовых оператора. Сотрудничество с Telenor имеет целью совместную борьбу за региональные рынки.
Менеджеры "Вымпелкома" с середины 1999 года вежливо поправляют собеседника, когда о компании говорят как о сотовом операторе: в компании считают, что "Би-Лайн" очень скоро превратится в многопрофильную телекоммуникационную компанию. Именно так ведут бизнес крупнейшие в мире телекоммуникационные корпорации - планируя развитие еще несуществующих рынков. В России к такому планированию еще не привыкли, но именно поэтому "Вымпелком" - одна из самых перспективных российских компаний.