Top.Mail.Ru
архив

"Вымпелком": от технологий – к экспансии

В руководстве сотовой компании "Вымпелком" продолжают появляться новые топ-менеджеры. Ведущему оператору сотового рынка понадобились свежие силы, чтобы укрепить свои позиции. Назначения были сделаны на новые должности, которые появились в "Вымпелкоме" в соответствии с планами развития компании.

Университет "Би лайн"

"Мы понимали, что телекоммуникационный бизнес стремительно растет, и это требует от нас расширения географического ареала ведения бизнеса, а также развития новых направлений деятельности, - вспоминает Дмитрий Зимин о ситуации, сложившейся в конце 1998 года. - Мы не могли оставаться просто компанией московского региона, которая занимается только сотовой телефонией".

Компания получила лицензии на право предоставления своих услуг в ряде крупных регионов России - центральных районах, в Поволжье, Сибири. Была начата разработка новых продуктов и услуг - проект "Би Плюс", осуществлен переход на два диапазона в стандарте GSM, применение Интернет-технологий для сотовой связи.

"Новые задачи потребовали не только больших инвестиций, но и новых подходов в области менеджмента, - говорит Дмитрий Зимин. - "Вымпелком" нуждался в кадровом усилении".

В сентябре 1998 года в компанию пришел первый человек из задуманной новой команды топ-менеджеров. Станислав Шекшня, занимавший до этого директорскую должность в московском офисе компании Отis, был назначен первым заместителем генерального директора. Мы уже писали о проведенных под его руководством структурных изменениях в "Вымпелкоме". Три месяца спустя в компании появился первый иностранец - датчанин Аллан Гамборг Андерсен занял должность директора по информационным технологиям.

Затем Дмитрий Зимин усилил роль службы human resources. В компании появилась должность директора по персоналу. В январе нынешнего года эту позицию заняла Марина Олешек, до этого работавшая на аналогичной должности в авиакомпании "Ист-Лайн".

"Передо мной была поставлена задача - создать систему работы с персоналом, - рассказывает Марина Олешек, - то есть упорядочить и связать между собой такие направления, как подбор сотрудников, профессиональный рост, развитие корпоративной культуры".

Новый директор начала свою работу с постановки системы обучения. В конце января был открыт "Университет Би лайн". Если раньше обучение менеджеров компании на тренингах и семинарах происходило "по мере надобности", то теперь запущена "линия непрерывного образования".

Одновременно Марина Олешек взялась за работу по подбору персонала. Первый конкурсный отбор и назначения произошли минувшей зимой в дирекцию по работе с корпоративными клиентами. На заполнение вакансии руководителя дирекции был объявлен конкурс среди своих же сотрудников. Соискатели готовили и защищали перед комиссией планы работы на предполагаемой должности.

Новых топ-менеджеров, в которых компания нуждалась, пришлось брать "со стороны". "Старая управленческая команда обеспечила технологическое лидерство и стабильность "Вымпелкома", но новая стратегия компании - экспансия на рынке - потребовала привлечь к решению этих задач людей, которые знают, как это делать в российских условиях", - говорит Марина Олешек.

Основное внимание было уделено рекламному и коммерческому направлениям в работе компании, а также вопросам корпоративного развития.

Та же реклама - вдвое дешевле

Руководство "Вымпелкома" никогда не скупилось на рекламу. На 1999 год рекламный бюджет компании составит от $5 до $10 миллионов. Эти солидные деньги нуждаются в грамотном управлении.

"Вымпелком" в этом году перешел от так называемой "имиджевой" рекламы к "товарной" -- была усилена работа по продвижению на рынок новых видов услуг компании. Это требовало разработки новых рекламных концепций. В марте 1999 года на должность руководителя рекламной службы компании был приглашен Владимир Андреев, специалист с девятилетним опытом работы в рекламном бизнесе. Последние несколько лет он работал на директорских должностях в агентстве "Блик Коммьюникейшнз" и газете "Русский телеграф", а с сентября 1998 года руководил факультетом социальных коммуникаций Высшей школы экономики.

"Задача руководителя рекламной службы - выбрать лучших партнеров, потом сделать выбор среди разработанных ими рекламных концепций и реализовать самую удачную", -- так формулирует свою миссию Владимир Андреев. Первое, что сделал новый руководитель - перераспределил около половины средств, запланированных на традиционную рекламу, в пользу PR и промоушн-мероприятий. При этом рекламная активность "Вымпелкома" фактически не уменьшилась, так как Владимир Андреев сумел добиться от владельцев рекламоносителей больших скидок.

Затем в результате нескольких тендеров работа по креативу для марки "Би Лайн" была передана агентствам BBDO и "Видео Интернэшнл" (последнему также поручили размещение рекламы на ТВ), размещение рекламы в прессе - компании "Арт Мобиле", наружная реклама - агентству "Тихая Гавань".

Коммерция и развитие

Как это ни странно, до 1999 года у компании - лидера продаж на рынке сотовой связи - не было единого руководства коммерческой деятельностью. Эта функция в структуре "Вымпелкома" была фактически поделена между подразделениями, занимавшимися тем или иным проектом. Новые коммерческие планы требовали передачи всех аспектов этой работы под единое руководство - появилась должность коммерческого директора. В июне 1999 года ее занял Николай Прянишников, пришедший из компании "Московская сотовая связь". Он стал еще одним удачным приобретением для "Вымпелкома".

Николай Прянишников занимается сотовой телефонией столько, сколько существует этот рынок. В "Московской сотовой" он работал с 1992 года, пройдя все ступеньки карьерной лестницы от коммерческого представителя до заместителя генерального директора по коммерции.

"За эти годы я изучил работу операторов рынка сотовой связи не только как их конкурент, но и как клиент - в 1996-97 годах я руководил "Мобайл Центром", крупнейшим в Москве дилером услуг связи, - рассказывает Николай Прянишников. - Поэтому я хорошо знаю потенциал конкурентов, их методы работы и, разумеется, недостатки".

Коммерческий директор считает, что в ближайшее время на рынке сотовой связи значительно усилится борьба за пользователя между "Вымпелкомом" и компанией МТС. Поэтому Николай Прянишников уже сейчас готовит свои предложения в области тарифной политики, улучшения каналов продаж и качества обслуживания.

Одновременно с коммерческим директором в структуру управления "Вымпелкома" была введена должность директора по корпоративному развитию, на которую был приглашен Владимир Преображенский, бывший вице-президент Инкомбанка.

Основной опыт Владимира Преображенского связан с банковской сферой. Он также работал финансовым директором группы "Штерн-Цемент" и гендиректором фармацевтической компании "Время".

"Моя задача - максимальная реализация возможностей компании на рынке, -- говорит Владимир Преображенский. -- Если говорить точнее, я буду решать вопросы стратегического планирования и финансирования новых проектов компании".

Еще по теме