Top.Mail.Ru
архив

Вынужденная посадка

МИНИСТЕРСТВО по антимонопольной политике подготовило меры по ограничению использования военной авиации в коммерческих целях. До конца лета предлагается внести военные аэродромы, на которых базируются самолеты военно-транспортной авиации (ВТА), в реестр естественных монополий, после чего МАП станет контролировать тарифы компаний ВТА. Подразумевается также, что Минтранс разработает федеральные авиационные правила по использованию судов государственной авиации, которые существенно ограничат самостоятельность ВТА. Минимущество, в свою очередь, должно привести учредительные документы летных отрядов в соответствие с требованиями гражданского законодательства. То есть, если будут приняты предложения МАП, учредителем компаний военной авиации вместо Минобороны должно стать Минимущество. Ожидается, что документ, подготовленный антимонопольным ведомством, будет рассмотрен правительством в ближайшее время. Позицию МАП в данном вопросе поддерживают и другие заинтересованные ведомства – в частности, Минимущество и Минтранс. Наиболее радикально настроено Министерство транспорта, которое предлагает вообще положить конец коммерческой вольнице военных летчиков, дарованной им Сергеем Степашиным в бытность премьером в 1999 году. Грузовой парк военной авиации предлагается отдать в ведение Минимущества с последующей передачей компаниям гражданской авиации. Впрочем, скорее всего, столь жесткий вариант решения вопроса не пройдет: права военных на коммерческую деятельность будут просто урезаны и взяты под контроль соответствующих органов. Нынешнюю инициативу МАП поддерживают большинство гражданских грузовых компаний, которым военная авиация со своей коммерческой деятельностью сильно мешала в последние два года. По словам представителя одной из крупнейших грузовых авиакомпаний, на некоторых направлениях и в отдельных регионах (на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, Камчатке) военные и МЧС вообще покрывают весь рынок грузовых перевозок, не оставляя гражданской авиации никакого простора для деятельности. Конкурировать с ВТА гражданские не могут, потому что военные самолеты летают по своим трассам, садятся на свои аэродромы, используют дешевое государственное топливо и т.п. Соответственно компании ВТА не платят ни аэропортовских сборов, ни нормальной зарплаты персоналу, ни налогов, то есть не несут практически никаких расходов. При этом у них даже нет нужды заботиться о нормальном обслуживании техники: отлетавшие свой ресурс самолеты попросту списывают, заменяя другими. В таких условиях негосударственным авиакомпаниям, пытающимся заниматься грузовыми перевозками в этих регионах, остается только отдыхать. В Московском регионе доля военной авиации не столь велика, как в отдаленных районах, но тем не менее, по некоторым оценкам, только через военные аэродромы «Раменское» и «Чкаловский» осуществляется не менее 10 – 15% грузоперевозок московского авиационного узла.

Еще по теме