Top.Mail.Ru
архив

Выпил сам – угости компьютер

Министерство транспорта США разрешило использовать на борту пассажирских самолетов ноутбуки, работающие на элементах, содержащих метанол. Тем самым министерство открыло дорогу метаноловым батареям в качестве альтернативы стандартным источникам питания мобильных компьютеров.

 

Ранее перспективы использования подобных элементов, позволяющих увеличить продолжительность автономной работы ноутбука в 3 – 10 раз, выглядели печально. Все начинания рано или поздно упирались в запрет министерства транспорта использовать такие батареи на борту пассажирских самолетов – запрет этот был продиктован соображениями безопасности полетов. Однако недавно министерство сделало исключение для элементов компании PolyFuel, поскольку содержание метанола в этих батареях относительно невелико. Об этом сообщил главный управляющий PolyFuel Джим Балком.

 

Прочь сомнения

Эксперты полагают, что использование топливных элементов в мобильных компьютерах уже в ближайшие годы приведет к революции, которая изменит архитектуру ноутбуков. Одноразовые либо перезаряжаемые топливные кассеты уже сейчас позволяют увеличить срок автономной работы переносного компьютера вдвое, а то и втрое, т.е. до 8 – 10 часов. А в перспективе ноутбуки благодаря топливным элементам смогут работать без перезарядки на порядок дольше, чем сейчас.

Многие аналитики полагали, что решение министерства транспорта США даст импульс развитию данной технологии, ведь прежде пользователи не хотели приобретать такие ноутбуки в том числе и потому, что с ними не пускали в самолет. «Теперь же официальное одобрение подтверждает жизнеспособность технологии, – полагает эксперт по мобильным компьютерам исследовательской компании ARS Мэтт Сарджент – Совершенно очевидно, что прогресс в области элементов питания необходим. Батареи были одним из узких мест в конструкции ноутбука».

Тем не менее появления ноутбуков, работающих на спирте, в ближайшее время ожидать не следует. Топливные элементы PolyFuel все еще находятся в стадии разработки, и производители ноутбуков вряд ли смогут приступить к оснащению своей продукции батареями ранее IV квартала 2004 года. «Нам надо поработать еще год-полтора, – заявил Джим Балком.

 

В США аукнулось…

Идея использования метанола в качестве топлива для батарей мобильных устройств отнюдь не нова. Несколько лет назад специалисты Motorola заявляли, что в скором будущем большинство мобильных устройств будут работать на жидком топливе. Исследователям Motorola удалось создать в Лос-Аламосской национальной лаборатории электрические батареи на основе метанола.

Новые элементы работают в 10 раз дольше ныне существующих батарей, и это открывает перед владельцами мобильных устройств заманчивые перспективы. Сотовый телефон, в котором в качестве источника будет использоваться метанол, сможет работать без перезарядки месяц, а ноутбук – около 20 часов. «Топливо» для этих элементов будет поставляться в небольших прозрачных пластиковых емкостях, чтобы можно было легко контролировать его расход и в случае необходимости заменить использованную кассету. У метаноловых батарей есть еще одно достоинство – метиловый спирт очень дешев. Он является ближайшим «родственником» знакомого всем этилового спирта.

Принцип работы батарей довольно прост и известен еще с 1839 года. Электричество вырабатывается в ходе химической реакции метанола с кислородом воздуха. Подобные электрические элементы уже применялись NASA в космических программах; ученые Motorola лишь нашли способ обойтись без воздушных насосов, теплообменников и множества других устройств, существенно упростив конструкцию батареи, что и сделало возможным ее применение в мобильных устройствах.

 

…в Азии откликнулось

Преуспели в разработке «спиртобатареек» и японцы. В японском национальном научно-исследовательском технологическом институте (AIST) еще в конце прошлого года было объявлено о новой технологии производства батарей для сотовых телефонов. В новом источнике питания топливный элемент состоит из полых волокон, а для реакции окисления с выработкой электрического тока используется метанол.

Большинство проектов по использованию метанола в качестве топлива для батарей находятся в стадии разработки, но японские ученые уже подали заявки на выдачу патентов в Японии и США и начали переговоры с частными компаниями, проявившими интерес к коммерческому использованию нового продукта.

Японские производители электроники уже начали готовиться к переводу мобильных устройств с аккумуляторных батарей на топливные элементы. Одну из наиболее интересных разработок в этой области представила недавно компания Casio. Топливный элемент Casio предназначен для использования с ноутбуками и размещается в кабелях, соединяющих клавиатуру и дисплей компьютера. Масса элемента вдвое меньше массы вторичной ионно-литиевой батареи. Топливом для элемента служит метиловый спирт, причем одной капсулы с метанолом хватает на 20 часов непрерывной работы ноутбука. От разработок конкурентов элемент Casio отличается большей – в два-три раза – энергоплотностью.

Casio, которая до сих пор не относилась к числу ведущих производителей источников питания для мобильных устройств, намерена развернуть производство топливных элементов в промышленных масштабах в 2004 году.

Вслед за Casio о своем намерении приступить к выпуску устройств на топливных элементах объявили Samsung и Toshiba. Первая планирует встраивать метаноловые топливные элементы в сотовые телефоны, а вторая рассчитывает начать производство топливных элементов для карманных компьютеров. Sony, NEC, Hitachi и другие крупные производители источников электропитания планируют вывести свои топливные элементы на рынок не ранее 2005 года. К сожалению, информацию о своих разработках компании пока не раскрывают.

Специалисты полагают, что если нынешние исследования завершатся успешно, то уже через 10 лет новые топливные элементы полностью вытеснят привычные батарейки, используемые в ноутбуках, сотовых телефонах и других электронных устройствах.

Есть и другие экзотические проекты по замене батареек. Так, в Калифорнии идут работы над созданием самого маленького в мире автомобильного двигателя, который и планируется использовать в качестве источника питания для ноутбуков. Двигатель этот действует на пропане и на одной заправке может работать в 10 раз дольше обычных ионно-литиевых батарей.

Еще по теме