Top.Mail.Ru
архив

Выше крыши

В отечественном бизнесе в отличие от развитых стран погоду делают молодые, да ранние. Сплошь и рядом первые позиции в ведущих компаниях занимают люди, которым около сорока. Не попадают ли молодые российские менеджеры, сделавшие быструю карьеру, в психологическую ловушку? Ведь они в сравнительно раннем возрасте достигли своего потолка, и им некуда больше расти. В качестве примеров можно привести карьеры нескольких самых успешных отечественных топ-менеджеров.

Американский журнал Fortune недавно опубликовал биографии 25 генеральных менеджеров из Европы, США и Азии, которых, по мнению издания, можно считать «восходящими звездами» мирового бизнеса. «Молодые лидеры, настроенные помочь миру измениться», – так их характеризовал Fortune. Две трети менеджеров из этого списка в возрасте 35 – 40 лет. Ничего удивительного: на Западе высшую должность в компании акционеры доверяют умудренному жизнью человеку, который «разменял» пятый, а то и шестой десяток. Зато карьеру там планировать довольно просто – надо лишь расписать свои личные «пятилетки», определив, кем хочешь стать и чем собираешься заниматься. Лет в двадцать начать посыльным, а к сорока пяти, если хватит таланта и усердия, подняться по служебной лестнице до поста СЕО крупной компании. Еще лет 10 – 15 пожинать плоды своих усилий, а потом с почетом уйти в отставку, получив от компании многомиллионное вознаграждение. Впрочем, карьера на этом отнюдь не закончена – можно еще поработать бизнес-консультантом или занять место в совете директоров какой-либо корпорации. А потом написать книгу с названием вроде «Как я...». В общем, карьерных целей хватит на всю жизнь. По сравнению с заграницей в России год работы в бизнесе идет за пять. Гендиректорами компаний у нас часто становятся действительно молодые менеджеры, у которых за плечами в лучшем случае несколько лет работы в мультинациональных корпорациях, а то и просто университетский диплом. И в обозримом будущем у молодых амбициозных профессионалов не уменьшится шансов сделать такую же блестящую карьеру, как у представителей предыдущего поколения. Иностранные компании все чаще доверяют российским менеджерам директорские позиции в своих представительствах и «дочках», а наши соотечественники-собственники все чаще нанимают профессиональных управленцев для руководства своими компаниями. Но не попадают ли молодые российские менеджеры, сделавшие быструю карьеру, в психологическую ловушку? Они достигли своего потолка, и теперь им некуда расти. Вот как складывались, к примеру, карьеры нескольких самых успешных отечественных топ-менеджеров.

Перемена мест

Быстрый должностной рост – это не завершение карьеры, если работаешь в не самой крупной компании или в фирме, у которой есть динамично растущие конкуренты. Реализовав свои таланты на одном месте, менеджер может найти для себя новый challenge. Тем более что на таких профессионалов есть спрос. Гендиректор недавно созданной «Альфа-Эко Телеком» – 36-летний Станислав Шекшня перешел на эту должность с аналогичной позиции в представительстве американской «сотовой» компании Millicom. В Millicom его пригласили около двух лет назад фактически как антикризисного менеджера – «поднимать» продажи в регионах. Шекшня реорганизовал компанию, изменил ее коммерческую политику, а когда получил приглашение от «Альфа-групп», то посчитал, что свои задачи в Millicom выполнил: «Оставаться в этой компании мне было скучно – акционеры не планировали масштабной экспансии». «Если топ-менеджер достиг в компании своих целей и не видит для себя перспектив, то у него действительно может пропасть стимул к работе, – говорит Анна Кофф, консультант российского отделения Korn/Ferry, ведущего мирового агентства executive search. – Когда такого человека приглашают на аналогичную должность в другую компанию, то он лишь в последнюю очередь интересуется размером компенсационного пакета. Его привлекает расширение ответственности, иной масштаб работы в данной отрасли. Он даже может согласиться на должность, которая не является первой в иерархии, поскольку понимает, что в его силах «взять свое» спустя некоторое время». Андрей Скурихин, 30-летний генеральный директор «Союзплодимпорта», одного из крупнейших российских производителей водки, пришел в компанию в 1999 году на должность заместителя гендиректора. До «СПИ» он проделал тот же путь (от заместителя до генерального) в «Российской винно-водочной компании», откуда ушел из-за разногласий с президентом и совладельцем компании Артуром Перепелкиным. «Карьерный рост не означает постоянных переходов из одной компаний в другую на более серьезную должность, – считает Андрей Скурихин. – Профессиональный рост может быть связан с развитием самой компании. В «Союзплодимпорте» я буду добиваться роста стоимости активов, реализации новых проектов. Но если говорить отвлеченно, то конкретные предложения нужно рассматривать с точки зрения твоей удовлетворенности тем, что у тебя есть сейчас». Впрочем, молодые генеральные зачастую и не хотят выходить на новый карьерный уровень. «Иностранные компании, заказывающие нам подбор менеджеров в России, как правило, желают видеть кандидата с опытом работы на должности, аналогичной по ответственности, – рассказывает Станислав Киселев, консультант российского филиала агентства Egon Zehnder International. – Но переманить такого специалиста достаточно сложно. Когда топ-менеджер после нескольких лет напряженной работы получает желанную должность, он хочет сосредоточиться на достигнутом и реализовать полномочия, которых он добивался».

Без остановки

Звучит как цитата из учебника по управленческой теории, но это реальность: развитие компании и постановка новых целей становятся для топ-менеджера тем интересом, который удерживает его на рабочем месте. Генеральный директор телекомпании СТС Роман Петренко начинал карьеру как сейлз-менеджер и прошел несколько должностных ступенек в корпорациях Unilever, R.J.Reynolds Tobacco и Mars, когда в 1998 году его пригласили возглавить молодую телекомпанию. Проработав в СТС один год, Петренко согласился на продление контракта сразу на пять лет. «Я не думаю, что к концу этого срока компания достигнет всего, на что способна, – считает он. – Появятся новые задачи, я буду выводить компанию на новые рубежи». Когда три года назад Петренко пришел в СТС, ближайшей целью компании был выход на полное самофинансирование за счет прибыли. Петренко полагает, что эта цель будет достигнута уже в нынешнем году. У компании есть и программа-максимум – войти в тройку ведущих национальных телеканалов, но пока СТС занимает четвертое место по доле аудитории, с переменным успехом борясь за эту позицию с ТВ-6. «Хотя мой статус не меняется, я каждый год руковожу фактически новой компанией», – говорит 38-летний Виктор Пятко, генеральный директор питерской «Браво Интернэшнл». Он возглавляет компанию с момента ее основания в 1994 году. До этого Пятко несколько лет работал менеджером по производству в компании «Нева Чупа-Чупс». «Браво» начинала с производства газированных напитков и слабоалкогольных коктейлей, имея в штате около 150 сотрудников. В 1999 году «Браво» запустила свой пивоваренный завод, занимает сейчас шестое место среди российских производителей пива и обеспечивает работой 1500 человек. «Быстрое движение вперед не дает смотреть по сторонам, – рассказывает гендиректор «Браво». – У меня были весьма лестные предложения от крупных компаний, но я однажды решил для себя, что не буду обращать на них внимания, поскольку не завершил свое дело. Конечно, когда-нибудь мы выйдем на максимальные объемы производства, но возможности для развития этим не исчерпываются: компания может осваивать смежные отрасли – например, солодовенное или бутылочное производство». Александр Изосимов, 36-летний гендиректор российского филиала корпорации Mars, сделал карьеру в этой компании менее чем за четыре года, побывав менеджером по финансовому планированию, финансовым директором и директором по продажам. По словам Изосимова, после своего последнего назначения в 1999 году он просто перестал рассматривать какие бы то ни было предложения, хотя его приглашали работать даже в Европу. «Руководство компанией – само по себе сильный стимул, – считает он. – Ты сам определяешь цели, сам решаешь, как их достичь, и этим отличаешься от функционального менеджера. К тому же постоянно появляются новые задачи, о которых раньше не думал. У «Марса» за последний год сильно выросли продажи, и я сейчас занимаюсь организационной перестройкой, чтобы использовать наш потенциал по максимуму. Если когда-нибудь здесь все устоится настолько, что руководство превратится в рутинную работу, то я просто попробую убедить корпорацию в том, что способен на большее – в международной компании есть возможность для международной карьеры».

Потому что мое

Действительно, в мультинациональных корпорациях принято время от времени перемещать топ-менеджеров из одной страны в другую – это обогащает профессиональный опыт управленца, создает для него новые стимулы и тем самым удерживает в компании. Карьера такого менеджера идет по «географической восходящей»: сначала он работает на развивающихся рынках, потом получает должность в каком-нибудь европейском или североамериканском подразделении и в конце концов может даже попасть на хорошую позицию в штаб-квартире. На Западе изобрели и другой способ заинтересовывать талантливых топ-менеджеров – их делают совладельцами компании. Иногда в числе таких топ-менеджеров оказываются и наши соотечественники. Максим Игнатьев, председатель совета директоров «Рибок Россия», в 1991 году создал в Москве дочернюю компанию Reebok International. В 1998 – 99 годах руководство корпорации поручило ему сформировать подразделение Reebok Scandinavia, а затем создать самостоятельную дистрибуторскую компанию «Рибок Россия», в которой он вместе с несколькими российскими инвесторами стал соучредителем. 39-летний Игнатьев утверждает, что участие в капитале компании не является для него главным мотивирующим фактором. «Я руковожу быстро развивающимся бизнесом, мне есть о чем думать, – говорит он. – В этом году компания выходит на докризисный уровень продаж – понятно, что нам нужно двигаться дальше. Мы хотим создать свою сеть фитнес-клубов. Руководитель, кстати, по определению должен заниматься развитием компании, искать новые направления для ее роста». В список «восходящих звезд» журнала Fortune, о котором было упомянуто выше, попал и наш соотечественник – 33-летний Рубен Варданян, президент инвестиционной компании «Тройка-Диалог». В 1992 году американский бизнесмен Питер Дерби пригласил его на должность управляющего директора еще не существующей компании. Через пять лет Варданян стал президентом и совладельцем «Тройки-Диалог». В прошлом году компания получила $15 млн чистой прибыли при доходе в $60 млн, у «Тройки-Диалог» появился филиал в США, готовится открытие офиса в Лондоне. Рубен Варданян продолжает заниматься своей компанией не только потому, что вместе с ростам ее доходов растет стоимость его доли, но и из-за своих профессиональных амбиций. «У каждого менеджера, как и у любой компании, должна быть своя долгосрочная стратегия развития, – считает он. – У менеджера тоже есть стоимость, и она определяется его опытом и успешностью. Если он ничего серьезного не добился в одной компании и переходит в другую, это мало что добавит к его репутации». Если резюмировать все сказанное нашими собеседниками, то получится, что каждый топ-менеджер сам определяет себе «потолок» – исходя из личных запросов (зарплата, должностной статус) и профессиональных интересов. Можно сказать, что генеральная должность сама по себе не достижение, а скорее возможность достигнуть большего – насколько позволяют ресурсы компании и потенциал рынка. Важно только не спешить с самооценкой. Однажды в Америке (в 1968 году) генеральный менеджер General Electric Plastics 33-летний Джек Уэлч, решив, что он достиг в корпорации своего «потолка» по зарплате и должностному статусу, собрался переходить в другую компанию. Но после разговора с шефом («Джек, нет смысла уходить, если ты еще не воспользовался всеми преимуществами работы в большой компании») он передумал. В 1981 году Джек Уэлч стал председателем совета директоров General Electric, а еще через десять лет – легендой мирового бизнеса.

Еще по теме