Выставка драгметаллов
Автомобильное шоу блистало футуристическими концептами. На стендах в большинстве своем абсолютно новые, но уже серийные модели: устраивайтесь поудобнее за рулем, щупайте обивку, хлопайте дверьми, подбирайте мотор… Нравится? Можно сразу идти к дилеру – оформлять заказ. Франкфурт побил все рекорды по количеству фактических премьер, когда первый показ автомобиля совпадает с началом его продаж на европейском рынке.
Не рискну однозначно назвать самый главный дебют салона: слишком много претендентов на это звание, причем каждый из них выступает в своей категории. А вот определить самую интригующую «дуэль» автосалона можно без труда: Opel Astra и Volkswagen Golf. Новые поколения (третье и пятое соответственно) популярнейших автомобилей дебютировали одновременно и сразу же вступили в заочное соперничество.
Пока – в отсутствие ездовой практики – можно сравнивать только внешний вид, интерьер и заявленные технические характеристики немецких бестселлеров. Первое впечатление от визуального и «тактильного» осмотра: Opel отныне не уступает VW. Качество материалов внутренней отделки, тщательность подгонки панелей салона и торпедо нового Astra по сравнению с прошлым поколением этого автомобиля улучшились на порядок. В базовой версии интерьер Astra выглядит даже несколько дороже, чем «бюджетный» салон Golf. В более дорогих вариантах – с кожаной отделкой – преимущества интерьера Opel не так очевидны. Впрочем, стили, в которых выполнены салоны Astra и Golf, совершенно непохожи. Opel тяготеет к современному техно, VW предпочитает классические формы и материалы. По внутреннему объему (удобству размещения пассажиров и багажа) автомобили практически неразличимы.
Что касается внешнего облика, то здесь можно спорить до бесконечности. Очевидно одно: новый Astra изменился гораздо сильнее, чем новый Golf.
Линейки моторов Opel Astra и VW Golf состоят из пяти бензиновых и трех дизельных двигателей. Самый «слабый» бензиновый мотор Astra объемом 1,4 л развивает 90 л.с., а самый мощный, 2-литровый, – 200 л.с. Наиболее доступный Golf будет продаваться с мотором 1,4 л мощностью 75 л.с (есть еще двигатель аналогичного объема с непосредственным впрыском, развивающий 90 л.с). Замыкает линейку бензиновых моторов нового Golf 150-сильный 2-литровый мотор.
Обе машины станут комплектоваться 5- или 6-ступенчатыми механическими коробками передач. Кроме того, на Astra может устанавливаться «роботизированная» механическая коробка передач Easytronic или обычный «автомат». На Golf будет устанавливаться «автомат» последнего поколения DSG. Эта коробка переключает передачи даже быстрее, чем профессиональный гонщик в обычной «механике». VW представляет двух- и четырехдверную версию в вариантах комплектации Trendline, Comfortline и Sportline.
Opel начинает продажи с пятидверного хэтчбека. Затем появятся универсал и трехдверка. На немецком рынке цены на Astra начинаются с 14 870 евро. Golf по традиции дороже: базовая версия с 75-сильным мотором будет стоить 15 220 евро.
Наступая на пятки
Соперничество между Opel и VW, впрочем, не смогло затмить другие дебюты выставки в массовом сегменте С. Японские конкуренты наступают по всему фронту. Дебют на автосалоне во Франкфурте новой Mazda 3 (она сменила в модельном ряду компании модель 323) доказывает, что азиатские автопроизводители научились делать автомобили, которые на «все сто» отвечают вкусам европейских потребителей.
И снаружи, и внутри Mazda ни в чем не уступает своим немецким конкурентам: материалы отделки салона (пластик и велюр) и на взгляд, и на ощупь выглядят дорого, панель приборов, руль, рычаг переключения передач – спортивно. Особенно стильно смотрится комбинация приборов: спидометр, тахометр, блок из указателя уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости утоплены в три колодца с хромированными ободками.
Mazda 3 базируется на новой глобальной платформе концерна Ford. На этой же базе сделаны Ford Focus C-max и новое поколение Volvo S40. Журналисты уже имели возможность протестировать компактвэн C-max и убедиться в его исключительно драйверском характере. Нетрудно предположить, что хэтчбек Mazda – спортивный стиль в кубе.
Mazda 3 будет поставляться в Россию с двумя моторами: 1,6 л и 2 л мощностью 105 и 150 л.с. соответственно. Точная стоимость автомобилей у нас в стране пока неизвестна, на немецком же рынке эта машина будет продаваться за 16 600 евро (с мотором 1,6 л). Более мощная версия обойдется покупателю в 22 000 евро.
Новая модель Daewoo Lacetti – также относится к популярному гольф-классу. Для российского рынка она интересна прежде всего тем, что будет собираться на заводе «УзДэу» в Узбекистане. Lacetti – основательно перелицованная и технически доработанная модель Nubira. К созданию Lacetti приложили руку инженеры General Motors (напомним, что Daewoo была куплена американцами год назад). Причем дизайн автомобиля заказали не где-нибудь, а в знаменитом кузовном ателье Pininfarina. Видимо, поэтому автомобиль выглядит самобытно, что для корейского автопрома нехарактерно: обычно там не стесняются заимствовать дизайнерские решения у европейцев. Lacetti располагает довольно широкой гаммой двигателей. Впрочем, для России предназначены два силовых агрегата: 1,5-литровый мотор мощностью 106 л.с. и 1,8-литровый мощностью 130 л.с. Машины будут оснащаться пятиступенчатой «механикой» или четырехступенчатым «автоматом». По предварительной информации, цены на Lacetti в России будут начинаться с отметки $12 500. Выпуск Lacetti в Узбекистане не означает, что самая популярная в России иномарка – Daewoo Nexia – будет снята с производства. Как считают российские дилеры Daewoo, эти автомобили не будут конкурировать друг с другом, так как относятся к разным ценовым категориям (Nexia сейчас стоит в Москве от $7500 до $8500 в зависимости от комплектации).
Поклонников скандинавского автомобилестроения, предпочитающих престижный «гольф-класс», порадует новое поколение Volvo S40. Внешне автомобиль полностью отвечает корпоративному стилю Volvo, сложившемуся за последние пять лет: он очень похож на более солидный седан S60. Сильно изменилось внутреннее пространство. Автомобиль стал заметно просторнее (благодаря тому, что увеличилась колесная база, кроме того, машина «вытянулась» на 5 см в длину). Главная декоративная деталь интерьера – центральная консоль из блестящего металла, словно висящая в воздухе. На ней расположены органы управления. А за панелью осталось достаточно много места для хранения различных мелких вещей. Прежде такие дизайнерские навороты встречались разве что на концепт-карах.
Как уже говорилось, в основу S40 заложена глобальная платформа Ford. Поэтому управлять самым компактным из Volvo, по всей видимости, теперь можно будет не только «спокойно и прогнозируемо», но и интересно.
Линейка моторов представлена тремя бензиновыми 5-цилиндровыми двигателями мощностью 140, 170 и 200 л.с. Чуть позже появятся два двигателя объемом 1,6 л: бензиновый (100 л.с.) и дизельный (110 л.с.), а также бензиновый мотор объемом 1,8 л (120 л.с.). Цены нового Volvo пока не определены.
Французские производители на чужой территории, во Франкфурте, несколько поумерили свою активность (не иначе как ждут родного Парижа или как минимум нейтральной Женевы). На IAA-2003 была представлена только одна принципиально новая серийная модель – Citroen С2. Компактный трехдверный хэтчбек относится к классу A. Формально он предназначен для перевозки четырех человек, но разместиться на задних сиденьях с относительным комфортом смогут только дети или люди, чей рост не превышает 160 см. Зато два независимых складных и сдвижных задних сиденья дают возможность при необходимости изменять конфигурацию салона.
Как показывает практика, столь маленькие автомобили не отличаются комфортным ходом (на пологих волнах асфальта их подбрасывает словно перекачанный футбольный мячик). Видимо, поэтому создатели С2 не заостряют внимания на плавности хода автомобиля, а подчеркивают его динамичный характер: недаром «боевая» версия нового Citroen будет участвовать в чемпионате мира по ралли.
Примечательно, что на крошечный автомобильчик устанавливается 16-дюймовая резина. C2 удивляет уровнем серийного и дополнительного оснащения, характерным, как правило, для автомобилей более высокого класса: электроусилитель руля с изменяемыми характеристиками, климат-контроль, парктроник, круиз-контроль… В области обеспечения безопасности С2 также на весьма достойном уровне: предлагается ESP, ABS с системой экстренного торможения и 6 подушек безопасности.
Размер имеет значение
Первое впечатление от дебютировавшего Opel Vectra Caravan – какой же огромный, просто безразмерный автомобиль! По габаритам он напоминает гигантские американские универсалы 1980-х годов (хотя на самом деле Caravan занимает на дороге гораздо меньше места), но при этом не выглядит бесформенной тушей. Дизайн автомобиля выполнен в традициях современного «универсалостроения»: автомобиль должен иметь стремительные черты, так как эти машины часто покупают поклонники активного отдыха, которые не любят «лишний вес».
По сравнению с седаном у универсала Opel Vectra больше места на задних сиденьях: пространство для ног пассажиров составляет без малого метр. Достичь подобного результата удалось благодаря длинной колесной базе Vectra, которая, как и у Opel Signum (эта модель относится к бизнес-классу), составляет 2830 мм. Впечатляет и грузовое отделение «каравана»: при сложенном заднем ряде сидений длина багажника составляет почти два метра. В список дополнительного оборудования нового универсала входят также задняя дверь с электрическим приводом и системой дистанционного управления, анатомическое сиденье водителя с системой кондиционирования, а также многофункциональный подлокотник Travel Assistant. Он располагается между задними сиденьями и вмещает два откидных столика, холодильник, емкость для мусора, подстаканники, две розетки на 12 V, держатель для портативного DVD-плейера, а также модуль Twin Audio, позволяющий пассажирам передних и задних сидений прослушивать различные радиопрограммы или записи на CD.
Компания Renault продемонстрировала серийную версию семиместного Grand Scenic. Напомним, что Scenic является прародителем ныне чрезвычайно популярного класса компактвэнов (к нему, например, относятся Opel Zafira и Ford С-max). Даже первые весьма беглые впечатления от нового автомобиля доказывают, что конструкторам Renault удалось избавиться от недостатков, присущих первому поколению Scenic. Главное, что автомобиль больше не воспринимается как маленький автобус: за рулем Scenic можно устроиться вполне по-легковому. Новинка отличается от базовой версии удлиненным на 18 см кузовом, что позволило разместить третий ряд сидений. Благодаря этому автомобиль стал «более семейным»: на задние кресла (они убираются в пол багажника) можно посадить детей, а в среднем ряду вполне комфортно разместятся тесть и теща. Тщательно продуманное внутреннее пространство со множеством ниш и бардачков было отличительной особенностью и прежнего поколения Scenic. В новом автомобиле организация интерьера возведена в абсолют. Особенно удобен подлокотник между передними сиденьями. Он может передвигаться вперед-назад, при необходимости выполняя роль удобной подставки для правой руки водителя или дополнительного столика для пассажиров второго ряда. Renault Scenic нового поколения получил высшие оценки за безопасность после серии краш-тестов, проведенных по методике EuroNCAP. Новинка получила оценку «пять звезд» и набрала 34 балла из 37 возможных – это самый лучший показатель среди одноклассников.
Все четыре колеса
Марка Subaru не балует своих поклонников частыми дебютами, хотя обожает проводить почти ежегодный легкий рестайлинг своих моделей. Премьерный показ полностью новых Legaсy и Outback вызвал особый интерес.
К отличительным чертам этих неординарных автомобилей, напомним, относятся оппозитные двигатели и полный привод. В новых моделях традиции сохранены. При этом машины стали просторнее и легче на 55 кг (капот, задняя дверь и рычаги подвески изготовлены из алюминия).
Моторы Subaru теперь заметно мощнее. Новый шестицилиндровый 3-литровый двигатель теперь развивает 245 л.с. (прежний выдавал 209 л.с.). Обновились и четырехцилиндровые моторы: 2-литровый теперь развивает 138 л.с. (вместо 125 л.с.), а двигатель объемом 2,5 л – 165 л.с. (вместо 156 л.с.). Трехлитровые модификации оснащаются только пятиступенчатой автоматической коробкой с секвентальным режимом, а для остальных предусмотрены механическая трансмиссия или четырехступенчатый «автомат».
У автомобилей изменена геометрия подвески, колея стала шире на 30 мм, установлены новые пружины и амортизаторы. Опустив двигатель еще на 22 мм ниже, конструкторы понизили и без того невысокий центр тяжести автомобиля, что самым благоприятным образом сказывается на устойчивости. Интерьер новых Legacy и Outback выполнен в спортивном стиле. Сиденьями с выраженной боковой поддержкой оснащаются даже 2-литровые модификации.
Официальный импортер Subaru в России уже приступил к приему заказов на новые модели. В Россию будут поставляться автомобили с тремя типами двигателей: 2,0 л, 2,5 л и 3 л. Стоимость новой Legacy составит от $30 100 до $47 000.
На стенде Subaru во Франкфурте был представлен также новый мини-внедорожник Justy. Этот автомобиль практически является копией Suzuki Ignis, который выпускается на заводе Suzuki в Венгрии. Justy будет собираться на том же конвейере. Автомобиль предполагается комплектовать 1,3- и 1,5-литровыми движками DOHC.
Во Франкфурте журналисты и посетители смогли наконец вживую оценить новое детище BMW – внедорожник X3. Это первый «паркетник» премиум-класса, стоящий на ступеньку ниже X5. Конкурентами X3 можно назвать такие автомобили, как Nissan X-Trail или Honda CR-V.
На первом этапе серийного производства X3 будут оснащаться двумя 3-литровыми рядными шестицилиндровыми моторами – бензиновым и дизельным. Бензиновый двигатель (мощность 231 л.с.) способен разгонять X3 до 210 км/ч, такую же максимальную скорость развивает и турбодизельный X3. И тот и другой мотор в базовой комплектации совмещаются с шестиступенчатой механической коробкой передач, в качестве опции предлагается пятиступенчатый «автомат».
Полным приводом в X3 заведует электроника. Она перебрасывает крутящий момент с передней оси на заднюю (и наоборот) в зависимости от того, какая из осей имеет лучшее сцепление с дорожным покрытием. Причем перенос мощности мотора происходит еще до того момента, как колеса срываются в пробуксовку. Кроме того, электроника обеспечивает повышенную проходимость на плохих дорогах. В базовой комплектации машина оснащается системой ограничения скорости спуска по крутому склону, а также электронным механизмом, предотвращающим «складывание» прицепа (если он, конечно, присутствует).
Что касается интерьера и экстерьера X3, то они, пожалуй, несколько выбиваются из нового стиля BMW, который наиболее ярко проявляется в «семерках» и «пятерках», и больше соответствуют традиционному дизайну баварского концерна. Например, приборная панель слегка развернута в сторону водителя. Правда, по качеству отделки салона X3 заметно уступает своему «старшему брату» – X5. Например, фактура пластмассы не совсем соответствует высокому статусу BMW.
Cadillac сделал второй шаг в наступлении на европейский рынок. Во Франкфурте был представлен абсолютно нетипичный для легендарной марки автомобиль – Cadillac SRX. Он относится к классу кроссоверов (в эту категорию попадает, например, Audi Allroad), но значительно превосходит своих конкурентов по габаритам. «Настоящего автомобиля должно быть много» – этому классическому определению американских машин Cadillac старается следовать до сих пор.
SRX будет комплектоваться двумя V-образными бензиновыми двигателями. Первый – восьмицилиндровый Northstar объемом 4,6 л и мощностью 320 л.с. – перекочевал с родстера Cadillac XLR. Второй мотор – шестицилиндровый с рабочим объемом 3,6 л и мощностью 260 л.с.
Подвеской SRX управляет компьютер. Амортизаторы автомобиля заполнены специальной жидкостью с уменьшающейся либо увеличивающейся под действием магнитного поля вязкостью. В обычных условиях движения подвеска обеспечивает максимальный комфорт, но, если SRX двигается по неровному покрытию, активно входит в повороты, резко тормозит или ускоряется, подвеска немедленно становится жестче. Похожая схема уже работает на Cadillac Seville. Базовая модификация SRX – пятиместная, однако грузовое отделение автомобиля может быть под заказ оборудовано двумя дополнительными креслами. Сиденья третьего ряда оснащены электроприводом и автоматически (!) складываются в нишу, расположенную под полом багажного отсека. Такая опция до сих пор не встречается ни на одном из современных автомобилей.
Быстрее ветра
Мечта сбывается только однажды. Тем не менее BMW рискнула «реинкарнировать» легендарный автомобиль: первые BMW 6-й серии выпускались с 1976 по 1989 год, а новое поколение «шестерки» дебютировало в 2003 году. Две модели – старая и новая – стояли на стенде бок о бок. Но в отличие от немцев я был лишен ностальгических воспоминаний. Любой автомобиль с кузовом купе должен привлекать к себе внимание: новая 6-я серия с этой задачей справляется отлично. А вот ответить на вопрос «Красивая ли это машина?» каждый должен самостоятельно.
Автомобиль будет оснащаться 4,4-литровым двигателем V8 (такой же мотор устанавливается на BMW 745i). Двигатель разгоняет автомобиль до 100 км/ч за 5,6 с, максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 250 км/ч. Мощь мотора может передаваться на задние колеса через 6-ступенчатую механическую коробку передач, 6-ступенчатый «автомат» с функцией Steptronic или через секвентальную механическую коробку с рычагом селектора и так называемыми лепестками переключения на руле.
Салон построен по классической схеме «2 плюс 2», то есть задние сиденья не рассчитаны на длительные поездки. Купе появится в салонах дилеров уже в конце этого года. По стоимости оно вплотную приблизится к «семерке» BMW.
У Mercedes-Benz во Франкфурте оказалась самая большая (как по площади, так и по количеству выставленных автомобилей) экспозиция, центром которой стал захватывающий дух Mercedes SLR McLaren.
Этот автомобиль пронес через десятилетия дух знаменитого Mercedes 300SL 1954 года – в нем, к примеру, сохранились двери, открывающиеся вверх. Разгон до 100 км/ч за 3,8 с и до 200 км/ч за 10,6 с обеспечивает V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 557 л.с., в цилиндры которого горючую смесь нагнетает приводной компрессор. Максимальная скорость 334 км/ч, сверхпрочный кузов из карбоновой нити, специальное антикрыло, при торможении изменяющее «угол атаки» и прижимающее заднюю часть машины к асфальту. Керамические тормозные диски, за 34,9 м останавливающие автомобиль со скорости 100 км/ч. По техническим характеристикам SLR вплотную приблизился к болидам Formula-1. Впрочем, судя по роскошному кокпиту, рассчитанному на двух пассажиров, путешествие на этой «серебряной стреле» может быть вполне комфортным.
Неординарность автомобиля подчеркивает и то обстоятельство, что он будет продаваться исключительно в специализированных центрах (подобная маркетинговая стратегия применяется при продвижении Maybach). Заводская цена – 375 000 евро.
Второй автомобиль, ставший центром притяжения в павильоне Mercedes-Benz, – предсерийный вариант купе Vision CLS, созданного на платформе Mercedes E-класса. Vision представляет собой нечто среднее между седаном и купе. Сходство с купе новинке придают пологая линия крыши и небольшой задний свес. Автомобиль будет позиционироваться между семействами CLK и CL, а его конкурентом станет BMW 6-й серии. Выставочный образец был оснащен мотором V6 с двумя турбонагнетателями мощностью 265 л.с. и новейшей 7-ступенчатой автоматической КПП. Точной информации о стоимости Mercedes Vision CLS пока нет. По всей видимости, эта модель будет стоить примерно на 10 000 – 15 000 евро дороже аналогичного по оснащению Mercedes E-класса.