$ 76.25
 91.17
£ 102.09
¥ 73.21
 84.22
GOLD 1785.37
РТС 1281.97
DJIA 29638.64
NASDAQ 12198.74
мнения

Выжать по максимуму: чем замкнутый цикл поможет бизнесу?

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media
Андрей Писарцов — генеральный директор CHEP в России

В 2020 году необходимость переформатирования текущих экономических моделей стала очевидна. Бизнес и общество не справляются с глобальными вызовами: пандемия, изменение климата, экологические проблемы, политическая и социальная нестабильность. В этой связи экономика замкнутого цикла становится все более востребованной в новой реальности, особенно применительно к цепям поставок. Такие данные приводятся в исследовании РАЭК и «ТИАР-Центра».

Как показывает исследование, внедрение моделей, основанных на принципе возобновления ресурсов, в деятельность компаний не только дает экологические преимущества, но и повышает инвестиционную привлекательность бизнеса. Всё больше международных инвесторов отдают предпочтение компаниям, следующим принципам устойчивого развития, набирает популярность «зеленое» инвестирование. В результате вклад в защиту окружающей среды становится важным конкурентным преимуществом.

Так, по итогам 2019 года группа компаний Brambles (включает в себя CHEP — пулера многооборотной тары) заняла первое место в рейтинге устойчивого развития журнала Barron’s и второе место — в Dow Jones Sustainability Index в категории коммерческих услуг и поставок. Стартапы в области циркулярной экономики, такие как Cargomatic, предлагающий совместное использование транспорта для доставки грузов, благодаря экологичному подходу привлекают значительные инвестиции. Только в 2018 году Cargomatic привлек 35 млн долл. на развитие.

Какие вызовы заставляют компании пересматривать привычные бизнес-модели?

Углеродный след и отходы

Цепи поставок вносят значительный вклад в совокупную эмиссию парниковых газов. Например, цепи поставок только пищевых продуктов в России дают около 674 кг выбросов СО2-эквивалента на человека в год (97,4 млн тонн СО2-эквивалента ежегодно, или 4,4 % от общей эмиссии), в Европе — порядка 381 кг выбросов СО2-эквивалента на человека.

Среди последствий растущего углеродного следа — повышение температуры, рост числа природных катаклизмов, поднятие уровня мирового океана. Изменение климата влияет и на здоровье человека, увеличивая риск заболеваний и смертности, в первую очередь от сердечно-сосудистых проблем. Кроме того, климатические изменения влекут за собой ограничение в доступе к питьевой воде и влияют на условия ведения сельского хозяйства.

Следующий вызов — это отходы цепей поставок потребительских товаров. Их объем, начиная с этапа производства и заканчивая транспортировкой в ретейл, составляет в среднем 77 млн тонн. Это сопоставимо с годовым объемом образования твердых коммунальных отходов (ТКО), который составляет в среднем 70 млн тонн. При этом средний объем утилизации отходов цепей поставок — около 70 % (55 млн тонн). Это довольно высокий показатель, значительно превышающий не только средний объем утилизации ТКО (сегодня он составляет не более 7 %), но и средний уровень утилизации отходов производства и потребления (59 %) в нашей стране.

Тем не менее перерабатываться должны только те товары, которые потеряли свои потребительские качества и не могут быть использованы в дальнейшем. Повторное использование позволяет сокращать потоки ресурсов в систему обращения с отходами. Оно снижает нагрузку на перерабатывающую инфраструктуру, экономит энергетические и трудовые ресурсы, так как повторно использовать вещь и вернуть ее в экономический оборот эффективнее, чем переработать.

Переход к циркулярной экономике

Переход к экономике замкнутого цикла (циркулярной экономике) всё чаще называют единственным способом, обеспечивающим дальнейшее развитие мировой экономической системы. Экономическое развитие в циркулярной модели обеспечивается прежде всего за счет максимально эффективного использования уже вовлеченных в оборот ресурсов, а не привлечения новых.

Так, одним из вариантов снижения экологического следа цепей поставок является внедрение модели пулинга многооборотной транспортной тары (например, палет). Эта модель представляет собой систему управления многократного оборота тары на рынке. Компания-пулер сдает паллеты в аренду компаниям-производителям для доставки товаров в ретейл-сети и впоследствии централизованно их забирает для дальнейшего ремонта и обслуживания, возвращая затем в повторный оборот. В результате одна пулинг-палета находится в обороте в 10 раз дольше, чем обычная. Кроме того, происходит оптимизация логистики: увеличивается загрузка автомобилей и сокращается их порожний пробег (одно и то же количество палет перевозится меньшим количеством машин).

По оценкам РАЭК и «ТИАР-Центра», стопроцентное внедрение модели пулинга палет способно значительно сократить экологический след российских цепей поставок:

  • Объем выбросов парниковых газов может снизиться на 185 тыс. тонн СО2-эквивалента в год (минус 56 % в сравнении с сегодняшним объемом выбросов по данной категории).
  • Ежегодно может быть предотвращено порядка 486 тыс. тонн отходов деревянных палет (сокращение на 80 % в сравнении с сегодняшним объемом образования отходов данного типа). Это эквивалентно сохранению 810 тыс. взрослых деревьев в год.