Top.Mail.Ru
архив

Выжать все соки

08.06.201600:00

Детокс, предполагающий отказ от твердой пищи в пользу соков холодного отжима и смузи с ограниченным сроком годности, становится полноценным сегментом wellness- и органик-рынка. С каждым годом в России растет количество предложений пройти детокс-программу дома или на выездном ретрите. «Ко» выяснил, сколько можно заработать на желании очистить организм от токсинов и шлаков.  

Зеленая команда 

«Это наши лидеры продаж – молочко из кешью, сироп агавы с ванилью и корицей White Detox, фруктовый сок из яблока, ананаса и мяты Sweet Dream и самый зеленый вариант – Green Power, в который входят петрушка, салат ромэн, имбирь, лимон, огурец, шпинат, яблоко, сельдерей и листовая капуста», – перечисляет совладелица сети детокс-баров Organic Religion Елена Мулявка. Эта компания открылась в Москве летом 2014 г., а через полгода уже принесла своим основателям первую прибыль. Сегодня Organic Religion набрала приличную для стартапа скорость – у проекта есть два цеха и столько же детокс-баров в Москве и Монако, а также два запущенных по франшизе филиала – в Санкт-Петербурге и Алматы. До конца этого года сеть намерена выйти на оборот в 30 млн руб. 

Елена Мулявка родилась во Владимире, образование получила в Московском финансовом университете при Правительстве РФ, работала в спортивном проекте «Беги за мной». В 2013 г. вместе с приятелем Владимиром Орловым девушка запустила доставку здорового питания Mimimeal. Сервис проработал полгода – на решение закрыть проект повлияла одногруппница Владимира по Высшей школе экономики Анна Барсукова. До учебы на факультете экономики и маркетинга эта высокая хрупкая блондинка три года проработала моделью в Нью-Йорке. Тогда же она стала заядлым клиентом детокс-баров, которые открывались в США на каждом углу. 

После возвращения Анна обнаружила пустую нишу на столичном wellness-рынке. Барсукова задумалась об открытии сети детокс-баров Organic Religion, но для старта нужны были надежные партнеры и деньги. Проектом заинтересовались создатели Mimimeal, которым детокс-направление показалось интереснее, чем доставка здорового питания. С деньгами было чуть сложнее, но Барсукова взяла кредит в банке. Вместе с привлеченными от частного инвестора деньгами стартовый капитал составил $200 000. От рождения идеи Organic Religion до запуска ушло четыре месяца. Модель сети детокс-баров предприниматели разрабатывали с расчетом на обеспеченных дам в возрасте 25–55 лет, которые следят за своим питанием. 

«Детокс – это вкусно, после него ощущается легкость во всем теле, отступают сонливость и усталость. Нет лучшего способа восполнить нехватку витаминов и минералов и дать отдых пищеварению», – поясняет философию проекта Елена Мулявка. Первым делом партнеры арендовали в Москве производственный цех и купили три специальные соковыжималки холодного отжима. В отличие от стандартных центрифуг они сохраняют витамины и микроэлементы, которые теряются при обработке под высокой температурой. По этой же причине сырые соки имеют ограниченный срок годности – максимум 5 дней. Другой плюс технологии холодного отжима, как выяснилось позже, в экономии сырья – на выходе получается продукта на 60% больше, чем в центрифужной выжималке, уверяет Елена Мулявка. «Но дело не в экономии, а в качестве – сок получается более насыщенный по вкусу и с большим содержанием клетчатки», – объясняет она. 

Сейчас в линейке проекта 19 наименований функциональных соков (цена начинается от 330 руб. за бутылку) и 10 детокс-программ (стоимостью 2750–5550 руб.). К разработке рецептов партнеры привлекли диетолога с научной степенью Колумбийского университета Тару Остроу, с которой Барсукова познакомилась в США. Первая партия соков разошлась через неделю после открытия, и в Organic Religion столкнулись с новой задачей – как расширить производство с минимальными затратами. «Мы докупали оборудование по мере увеличения объемов и меняли технологию производства», – рассказывает Елена. Но труднее всего оказалось найти качественных поставщиков. Это сейчас база сформирована – свежие овощи и фрукты Organic Religion поставляют московские компании, которые специализируются на доставках продуктов для кафе и ресторанов, и фермерские хозяйства из Краснодарского края. «Наша себестоимость высока, зато мы спим спокойно, не волнуясь за качество», – уверяет Елена. 

Organic Religion вышла на безубыточность за полгода работы, тогда же ей удалось получить первую прибыль. Всю дальнейшую выручку в компании решили реинвестировать в расширение. Так, осенью прошлого года в «Москва-Сити» открылся детокс-бар, сейчас его пропускная способность – 40–60 клиентов день. Этой весной на остаток от кредита и заработанные деньги предприниматели запустили бар в Монако. Место было выбрано неслучайно – Анна Барсукова живет здесь большую часть времени и может на месте контролировать развитие проекта. Сегодня зарубежный филиал и бар Organic Religion с учетом онлайн-доставки обслуживает до 100 клиентов в день. Открытие каждого филиала, по словам Елены, обошлось в среднем в $100 000 –300 000 (в зависимости от страны). За год до этого компания продала франшизы в Санкт-Петербурге и Алматы (роялти – $4000, паушальный взнос – $12 000). 

В будущем команда Organic Religion хотела бы расширить российскую часть бизнеса, но подходит к этому рационально: «Самим выходить за пределы Москвы имеет смысл, если найдем для себя продукт с большим сроком годности», – поясняет Елена. Поэтому проще развивать точки продаж по франшизе. В таком случае компания сможет закрепить за собой статус одного из крупнейших производителей соков холодного отжима. К концу 2016-го нужно увеличить оборот на 30% – до 30 млн руб. «Зеленая» команда прекрасно понимает, что рынок не стоит на месте – сегодня в столице соки холодного отжима и детокс-программы продают десятки компаний. «Тема детокса кажется легкой: выжимай сок и продавай. Но в общей массе это непродуманные, как правило, сладкие соки с добавлением фруктовых пюре и большим количеством дешевых ингредиентов. Поэтому конкуренция среди нашей аудитории, которая видит разницу, все еще невелика», – считает Елена Мулявка.

Сочное дело

Заказывая в Drink Me Detox даже такой простой напиток, как зеленый сок холодного отжима, Анастасия Кудрина и Вера Мавричева на удивление придирчивы – петрушки стоит класть меньше, яблока больше. Под видом тайных покупателей создательницы онлайн-сервиса по доставке наборов для детокса проверяют нового повара. В их маленькой компании нет регламентированного свода правил – сколько времени следует тратить на приготовление одной партии или сколько чистящего средства нужно при мытье соковыжималки. Требования Drink Me Detox выглядит очевидными – соблюдать пропорции и выжимать соки с любовью. 

С Верой Мавричевой Анастасию Кудрину связывает десятилетняя дружба. Обе девушки, уроженки Санкт-Петербурга, учились на отделении режиссуры в Ленинградском областном колледже культуры и искусства. 

Идею открыть доставку наборов для детокса Мавричева предложила подруге в феврале прошлого года. Она тогда вернулась с зимовки из Таиланда и была впечатлена обилием свежевыжатых соков и смузи. Подготовка к запуску Drink Me Detox заняла ровно две недели. Начать было решено с малого – в отсутствии стартового капитала они купили соковыжималки за 120 000 руб. в кредит. Сайтом, ребрендингом и продвижением в социальных сетях занялись сами. Упаковку и сырье заказали в минимальном количестве, чтобы хватило на первый месяц. Рецепты разрабатывал диетолог, и сейчас Drink Me Detox предлагает 15 наименований напитков (цифра может меняться в зависимости от сезонных продуктов). Запросы на детокс посыпались после первого поста в Instagram. Три месяца Кудрина и Мавричева выжимали соки на дому – полученные с продажи деньги шли на закупку больших партий сырья. 

Затевая проект, подруги рассчитывали на аудиторию Instagram – «студенток, которые любят постить красивые снимки». Каково же было их удивление, когда основную часть клиентов составили женщины от 30 лет с достатком выше среднего. «В какой-то момент мы оказались не готовы к большому количеству заказов. Когда наш рабочий день стал начинаться в 9.00, а заканчиваться в 24.00, мы наняли дополнительный персонал», – рассказывает Настя. Сегодня в штате Drink Me Detox, помимо самих девушек, работают повар, контент-менеджер и два курьера. С домашней кухни проект переехал в оборудованный цех. Кредит подруги погасили в течение трех месяцев после запуска. У Drink Me Detox нет открытой точки продаж – сервис работает по предварительным заказам в Сети. Такой формат позволяет избежать затрат на реализацию нераспроданной продукции. 

Основной объем продаж составляют детокс-программы, «отдельные бутылочки с соком заказывают реже», добавляет Вера. За прошлый год оборот сервиса достиг 2 млн руб. В планах – его увеличение на 50% до конца 2016-го. В месяц подруги продают 120–150 программ. Летом спрос на чистку организма повышается, зимой падает. «Наши соки предназначены для употребления в холодном виде. Зимой не каждый сможет целый день пить холодное», – объясняет Мавричева. В «зеленом» бизнесе девушкам приходится постоянно контролировать качество и расход продуктов. В среднем на одну детокс-программу, состоящую из 8 соков, в Drink Me Detox уходит от 5–7 кг овощей и фруктов (свыше 780 кг в месяц). Поставщика предпринимательницы искали методом проб и ошибок – например, проверяли сырье на нитраты. В итоге они остановили свой выбор на Петербургской овощной базе. 

Сейчас Drink Me Detox ведет переговоры с двумя потенциальными франчайзи. Для регионов основательницы сервиса предусмотрели паушальный взнос – до 300 000 руб., исключив роялти. «Некоторые рестораны просят продать бренд и рецепты, поэтому сумма может быть меньше, – говорит Мавричева. – Например, на таких гибких условиях мы продали рецептуру в Барнаул». Москву подруги оставили за собой. «Конкуренция нас не пугает, – заявляет Вера. – Мы уверены в своих силах». Офлайн-продажи интересуют девушек в меньшей степени – слишком много рисков. «Выход осложняет срок годности – 72 часа, – объясняет Мавричева. – Нужно просчитывать спрос и быть готовыми к нереализованной продукции». Идеальный вариант – оптовые поставки в бары или кафе. «Но в любом случае мы намерены попробовать свои силы в офлайне», – в голос заверяют подруги. 

Самый сок

«В этом шоте – свежевыжатый сок ростков пшеницы, или витграсса. По содержанию полезных веществ две столовые ложки витграсса равны 1,5 кг свежих зеленых овощей. Сок помогает справиться с первыми признаками простуды и моментально заряжает бодростью лучше любого кофе», – объясняет предпринимательница Ольга Малышева, пробуя легендарный шот в собственной точке 365 detox в московском ТЦ «Цветной». У нее еще есть два магазина в ТЦ «Метрополис» и «Лотте Плаза». Помимо них, соки холодного отжима, натуральные лимонады и десерты продаются в десяти столичных магазинах и фитнес-клубах. 

Коренная москвичка Ольга Малышева всегда была отличницей – школа с золотой медалью и факультет социологии РГГУ с красным дипломом. В студенчестве девушка работала редактором-копирайтером в дизайн-студии Firma. С 18 лет Оля перешла на вегетарианство и увлеклась йогой. Хобби переросло во вторую профессию – в 2013 г. Малышева получила диплом специалиста по детоксу по программе Наталии Роуз (Нью-Йорк, США). Тогда же она начала вести свой блог Salatshop.ru, где стала делиться вегетарианскими рецептами без сахара и муки и своим личным опытом.

Проект 365 detox стал логичным продолжением Salatshop. Три года Малышева вынашивала его идею, изучая аналоги в Нью-Йорке. Она развивала 365 detox вместе с мужем Андреем Зубриловым и Марией Акашкиной, с которой познакомилась на одном из своих первых семинаров по детоксу. За два года команда выросла с трех человек до 30. Первая флагманская точка 365 detox открылась в «Цветном» в августе 2014-го. Подготовка проекта заняла месяц – рецепты были давно отработаны на домашней кухне. «С самого начала мы решили не привлекать инвесторов», – поясняет Ольга. Собственные накопления в размере 500 000 руб. ушли на покупку холодильников, специальных соковыжималок и блендеров, упаковку, регистрационные документы и сертификацию, аренду помещения под производство в Москве и зарплату первых сотрудников. Команда училась отстраивать процессы с нуля: в первое время были сложности с оборудованием и сотрудниками – то неожиданно сгорали соковыжималки, то не хватало поваров, то исчезали курьеры. 365 detox вышел на окупаемость в течение полугода, а 2015-й закончил с прибылью. С какой именно, основатели компании не раскрывают. 

В феврале 2016 г. появилась вторая точка 365 detox – в ТЦ «Метрополис», а в апреле – третья, в «Лотте Плаза». У всех трех точек разная аудитория – в «Цветной» за соками заходит в основном молодежь, в «Лотте Плаза» – работники соседних офисов, которые, по словам Малышевой, хотят разнообразить рацион. Сегодня в ассортименте 365 detox 14 наименований. Хиты продаж – зеленый смузи со шпинатом, миндальным молоком, бананом и грушей и детокс-программа Super. 

Ольгу Малышеву мало беспокоит растущая конкуренция на рынке – «у всех достаточно разное позиционирование, разные акценты и аудитория. С одними пересекаемся чаще, с другими реже». У нее уже были прецеденты, когда бывшие сотрудники запускали аналогичный бизнес. «Раньше, когда кто-то откровенно копировал наш дизайн или состав ингредиентов, было немного неприятно, но сейчас понимаем, что это, скорее, признак, что мы делаем достойный продукт, которому хотят подражать, – рассуждает она. – Мало просто скопировать, завести красивый аккаунт в Instagram и начать готовить у себя дома или на арендованной кухне. Когда производство начинает расти, всплывает очень много моментов, которые нужно суметь предусмотреть и проконтролировать». Поскольку география расширения ограничена 72-часовым сроком хранения соков, компания намерена открывать новые точки в столице. «Есть много идей, которые касаются сегмента натуральных продуктов для здорового образа жизни – именно тех, которых не хватает в России нам самим», – подводит итог Ольга Малышева.

Еще по теме