Выжимая фрукты

08.03.199900:00

Весной спрос на витамины повышается. Позволить себе покупку сока зачастую проще, чем подкрепляться свежими фруктами. Особенно в Тюмени или Красноярске. Тем более что производители делают все возможное для удешевления напитков.

Я в весеннем лесу пил березовый сок

Сезонность потребления соков не совпадает с сезонностью прохладительных напитков. Бум приходится на весенний авитаминоз, летом спрос падает. Где-то в октябре, как только отходят садовые фрукты-ягоды, соки снова хорошо продаются вплоть до Нового года. Зима не самое активное время.

Последние же полгода слились для многих производителей соков в период жизни под лозунгом «Нам бы только день простоять да ночь продержаться». Потребление соков резко сократилось. Большинство составляющих были импортными, оплачивались в валюте. Закладывать все свои издержки в цену значило бы уйти с рынка. Всем пришлось демпинговать. К началу весны этот процесс закончился.

«Демпинговать больше никто не будет, - считает старший менеджер по продажам компании Depsona, производящей соки в Туле, Дмитрий Шубин. - Сейчас спрос превышает предложение, у оптовиков появляются трудности с закупками даже по предоплате и даже у крупных производителей. Теперь чтобы оправдать издержки по импортным концентратам, все постараются торговать по крайней мере не в убыток».

Зимой цена соков, стоивших до августа доллар, не превышала 60 центов. Сейчас цены медленно, но верно растут, приближаясь к докризисному долларовому эквиваленту. По всей видимости, этот рост не остановится до июня. Летом продажи упадут, цена соков стабилизируется. К осени же, по мнению некоторых участников рынка, она непременно поднимется снова.

В этом сезоне потребителей ожидают новшества, не связанные с ценами. Многие компании, которые и не думали раньше производить овощные соки, в год Кролика задумались об использовании моркови. Уж ее-то возить из-за границы не придется. Три года назад яблочно-морковный нектар делала только Depsona, потом его выпуск освоил Wimm-Bill-Dann. Чисто морковный сок ввозил Hortex, начал делать его и Amtel. По словам Дмитрия Шубина, Depsona расширяет гамму продукции на основе отечественного сырья, чтобы уменьшить издержки и больше зарабатывать. Например, раньше было только сладкое яблоко, весной появится сок из российского зеленого - вкус как у антоновки; будет и яблоко с бананом. К вкусам «яблоко-морковь» и «морковь-ананас» добавится и чистая морковь.

Тенденция к переходу на отечественное сырье ощущается повсеместно. Специалист компании Hortex по новым инвестициям в Восточной Европе Александр Дудковский говорит, что, к сожалению, качественный концентрат найти в России достаточно сложно. Яблоки и черная смородина есть, но нужной по качеству моркови Hortex не нашел. «С другой стороны, самый популярный сок - апельсиновый. И здесь без импортного сырья не обойтись. Ну а то, что возможно, конечно, все стараются заменить». Начальник отдела продаж компании «Продинтерн» - официального дистрибутора соков Amtel - Борис Платонов рассказал корреспонденту «Ко», что на отечественном яблочном концентрате завод в Королеве работает уже давно, а вот вишню закупали в Германии: «Сейчас тоже ищем партнера в России и странах СНГ. То, что у нас растет, нужно использовать». В то же время, по словам менеджера по маркетингу компании Parmalat Сергея Макарина, сырье для соков Santal останется европейским. «Мы должны соблюдать корпоративную технологию. Сок, который разливают в Липецке, такой же, как в Италии. Правда, мы ввели два новых сока, которых не было под маркой Santal раньше, - томатный и клубничный».

Менее крупным производителям соков европейские или бразильские концентраты стали не по карману. Теперь их предпочитают искать поближе - в Израиле, Польше, Молдавии. В московском представительстве израильской фирмы Agro Lexwell подтвердили, что поток заказов увеличился, поскольку «всем производителям хочется сделать свою продукцию дешевле». Те же компании, у которых нет средств даже на «ближние» концентраты, изрядно сокращают ассортимент, оставляя, например, один яблочный сок. Ведь в какой пропорции концентрат ни разводи, а все же запасы кончаются.

Когда-то прилавки отдела «Соки-воды» были заставлены исключительно отечественными трехлитровыми банками. Помнится, там были не только слива-груша-яблоко, но и прозрачный как вода березовый сок. Возвращаться к трехлитровым банкам от пакетов «Тетрапак» вряд ли кто решится, а вот появления березового сока исключать не стоит.

Доступность напитка небожителей

Изменилась структура рынка. Производители элитных напитков своей ниши не оставили - люди с большими доходами как пили Santal, так и пьют, хотя людей таких стало меньше. А вот потребление соков, которые позиционировались как достаточно дорогие и качественные, но не элитные, упало, по некоторым оценкам, в десять раз. Одна из причин: многие соки этой категории импортировались и теперь стали слишком дорогими. В 1997 году в Россию ввозили соки и нектары из 60 стран. 44% импортных соков принимала Москва, 16% расходилось в Санкт-Петербурге, 5% импорта выпивали в Тюмени, 4% - в Екатеринбурге и 3% - в Новосибирске.

После ввода новых таможенных пошлин в середине 1997 года многие компании отказались от экспорта в Россию. По словам Александра Дудковского, объем экспорта соков Hortex в Россию в 1996 году был $2 млн. Сейчас он практически равен нулю. «В прошлом году, - говорит г-н Дудковский, - Hortex начал разливать четыре вида соков в городе Губкине Белгородской области: яблоко, апельсин, грейпфрут, черную смородину. Было намерение расширять ассортимент, но из-за кризиса пришлось приостанавливать производство. Сейчас мы торгуем тем, что выпустили до кризиса. Намерение делать соки под нашим брэндом здесь, в России, осталось. Ждем, когда ситуация прояснится».

Компании, у которых нет своего производства в СНГ, вынуждены либо уходить с рынка, как Del Monte, закрывшая офис в Москве, либо вносить коррективы в бизнес. «Народ стал беднее. Мы делали упор на 100-процентные соки, а теперь, к сожалению, вынуждены выпускать больше нектаров и напитков. И эта тенденция характерна не только для Amtel», - говорит Борис Платонов.

Тенденция введения в ассортимент нектаров и напитков прослеживается во всем мире. В России этот прием особенно хорош для регионов, так как продвигать там дорогие 100-процентные соки не имеет смысла. Те, у кого есть средние по цене брэнды, делают теперь ставки именно на них. Например, наряду с Rio-Grande и J7 компания Wimm-Bill-Dann выпускает соки под брэндом Gold 100. «Его хорошо раскупают не только в регионах, но и в Москве, - говорит Надежда Кузьмина, пресс-секретарь компании. - На рынке должны быть разные по цене продукты. Мы стремимся расширить возможности покупателей». Питерская компания «Мултон», производящая соки, нектары и напитки под маркой Nico, выпустила на рынок «Добрый сок». У кого таких брэндов нет - работают над их созданием.

Живые витамины

В Москве килограмм апельсинов стоит чуть дороже литра качественного сока. Тенденции на фруктовом рынке перекликаются с соковым. Потребление снизилось, но катастрофы нет. Многие импортеры ушли с рынка. Большинство оставшихся перешли на фрукты ближайших соседей: везут теперь не из Голландии, а из Польши.

Если еще в прошлом году в Россию везли яблоки суперкласса - большие и красивые, то теперь уже меньшего калибра, более низкого стандарта и соответственно более дешевые.

Как и у производителей элитных соков, у импортеров не возникает сомнений насчет наличия потребителей качественной продукции в Москве и Петербурге. Насчет регионов уверенности нет. В то же время самый сложный момент миновал. По словам Татьяны Данилиной, сотрудницы компании по продвижению французских товаров Sopexa, завоз французских яблок и груш в последние недели сопоставим с прошлогодним.

«Мы не предполагали, что сразу после кризиса сок будет продаваться в таких больших объемах, как сейчас», - говорит Дмитрий Шубин. Как сообщила Надежда Кузьмина, производство соков Wimm-Bill-Dann в 1998 выросло на 30 млн л и достигло уровня 170 млн л в год.

Потеснят ли соки фрукты в этот авитаминозный сезон, будет видно в марте. Именно в первом весеннем месяце в Россию поступал первый урожай из Южного полушария. Эти фрукты в хорошие времена стоили в два раза дороже, чем фрукты летнего урожая. От того, решатся ли импортеры везти их в этом году, зависит выбор покупателей между свежими фруктами и соками.