Взлет российских кур
Сейчас отечественная птица успешно конкурирует с западной. Однако скоро расстановка сил изменится. Ножки Буша станут еще более дешевым мясом. Нашим птицеводам придется очень постараться, чтобы удержать лидерство на рынке.
Доллар подыграл нашим
К конкуренции с импортными курами птицеводам не привыкать. К трудностям тоже. По словам сотрудника Росптицепрома, только две птицефабрики в Московской области можно назвать крепкими - «Элинар» и Петелинскую. Остальные же птицеводы последние годы не всегда сводили концы с концами. Их продукцию вытесняли более дешевые импортные куры и субпродукты. С 1993 по 1997 год доля импорта на российском рынке мяса птицы увеличилась, по оценкам аналитического центра фирмы ОГО, с 13% до 65% . Поставки с января по июль 1998 года составили 655,5 тыс. т, что на 8,6% больше аналогичного периода 1997 года. Шанс сделаться прибыльными предоставил финансовый кризис (см. таблицу). Производители поспешили им воспользоваться.
В августе почти все птицефабрики, пребывавшие в кризисном состоянии с 1995 года, испытали взлет. Те, у кого были запасы кормов, приобретенных по старым ценам, всю осень работали с прибылью. Птиц начали лучше кормить, почти все производители увеличили поголовье, появились планы по расширению и развитию. По информации Института конъюнктуры аграрного рынка, хоть в целом по РФ поголовье птицы в 1998 году осталось на уровне 1997 года, в ряде областей наблюдался значительный рост. В особенности по Центральному региону. Так, лидером по увеличению объемов производства стала Московская область, в Рязанской производство мяса птицы выросло на 28%, в Калужской - на 27,5%, в Тульской - на 18%.
Сейчас на прилавках отечественная продукция преобладает и по цене конкурентоспособна по сравнению с импортной. К тому же покупатели предпочитают родных-жирненьких чужим-безвкусным. «В условиях равновесия цен спрос на нашу продукцию выше, - подтверждает Елена Тюрина, руководитель отдела маркетинга и прогнозов Института аграрного рынка, - но в случае дополнительных поставок мяса птицы по программе продовольственной помощи население с низкой платежеспособностью перекинется на импорт».
Разбор полетов
Осенью мы договаривались о продовольственной помощи, в которую не входило мясо птицы. Зато фигурировал соевый шрот - ценная добавка в птичий корм. Некоторые птицефабрики его уже получили, скормили и снова покупают за границей на свои деньги. Перед Новым годом Примаков подписал постановление правительства «О неотложных мерах по повышению эффективности работы птицеводства в 1999 году», где, «учитывая исключительную социальную значимость продукции птицеводства для стабилизации продовольственного рынка», взят ориентир на увеличение в 1999 году производства мяса птицы на 250 тыс. т и яиц на 2,5 млрд штук и доведение общего объема указанной продукции соответственно до 850 тыс. т и 26 млрд. штук. Основные надежды возложены на Свердловскую, Ленинградскую, Московскую, Пермскую области и Краснодарский край.
Однако согласно постановлению правительства от 15 марта о дополнительных поставках в соответствии с соглашениями между РФ и США 50 тыс. т мяса птицы прибудет к нам из Америки. Функции по поставке и реализации возложены на «Продинторг» и «Росмясомолторг». Больше всего окорочков получат Кемеровская область, Республика Саха, Москва и Петербург.
По данным аналитического центра фирмы «ОГО», средняя себестоимость производства мяса бройлеров в декабре прошлого года составляла 1,01 долл./кг для США и 1 долл./кг для России (до кризиса она была на 44% выше в долларовом эквиваленте прежде всего из-за небольших объемов производства). Условия почти равные, но, в то время как цены на американские окорочка по линии продовольственной помощи будут еще ниже, чем сейчас, себестоимость наших окорочков возрастет. 70% от нее составляют расходы на корма, а цены на зерно подскочили практически в три раза.
Меры приняты
Импорт увеличивается не только по линии американской помощи. А стоимость отечественных кур растет. Однако за год ассортимент значительно расширился, появилось много разделанной продукции, улучшилась упаковка. Рудольф Булавин, эксперт аналитического отдела фирмы «ОГО»: «Судя по февральским данным, у типичной птицефабрики, несмотря на рост цен на зерно, себестоимость продукции в рублях ниже, чем год назад за счет увеличения объемов и сокращения издержек».
Большинство фабрик не отказываются от планов по развитию. Фирменные ларьки с продукцией Петелинской птицефабрики Одинцовского района можно встретить на многих столичных рынках. И вряд ли рост импорта сильно изменит спрос на эти товары. Для Ново-Петровской птицефабрики, специализирующейся на производстве яиц, конкурентами были более дешевые яйца из регионов. В связи с чем еще в прошлом году фабрика начала позиционироваться на рынке как производитель элитной продукции. Птицефабрика запатентовала дизайн и названия торговых марок яиц «Русское», «Богатырское» и др. Кстати, в этом году начат выпуск йодированных яиц под маркой «Золотое» и «Золотая дюжина». Ново-Петровская фабрика - единственный производитель йодированных яиц в России, еще их делают только в Японии. Наседок кормят специальной пищей с повышенным содержанием йода, и в их яйце содержание йода выше, чем в обычном. Это важно для тех, кто следит за здоровым питанием.
По словам директора птицефабрики Юрия Широкова, разница в себестоимости обыкновенных и йодированных яиц не очень существенна, а спрос выше. Сейчас проходят сертификацию яйца с повышенным содержанием железа. В этом году фабрика планирует увеличить производство яиц до 60 млн штук. «Мы не гонимся за количеством, и важнее всего финансовые результаты. Ищем и побочные производства». На собственной ферме установлено оборудование по пакетированию молока. Скоро должен открыться цех по производству белковой икры из нетоварных яиц. В пустующем помещении экспериментируют с выращиванием шампиньонов и вешенок, основу для которых могут составить местные отходы - помет с соломой. Бизнес-планом Ново-Петровской птицефабрики всерьез заинтересовались испанцы. Заключительная фаза переговоров о сотрудничестве должна состояться в апреле.
Привлечение оборотных средств - основная задача для расширяющих производство птицефабрик. Однако наметилась тенденция к росту встречного интереса инвесторов. По словам Юрия Широкова, предложения о сотрудничестве делаются практически каждую неделю. И на многих других птицефабриках раздаются подобные звонки.
Американо-российские бройлеры
Самым крупным послекризисным инвестиционным проектом в российском птицеводстве стало создание СП на Наро-Фоминской птицефабрике «Элинар». 23 марта организация U.S. Poultry and Egg Export Council, объединяющая более 30 американских компаний - производителей окорочков (кстати, сейчас в Москве идет рекламная кампания этой организации), и представители птицефабрики «Элинар» подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству бройлеров. Американцы готовы инвестировать в проект в ближайшие полтора года не менее $10 млн.
Речь о нем зашла еще в прошлом году, когда после изучения многих российских птицефабрик американские производители бройлеров побывали в Наро-Фоминске. ЗАО «Элинар» - холдинг, в структуре которого помимо птицефабрики есть сельскохозяйственные и промышленные предприятия, страховая компания. «У нас были собственные планы развития, - сообщил корреспонденту «Ко» директор птицефабрики Владимир Горбачев. - Мы так и сказали американцам: независимо от вашего участия за три-четыре года выйдем на годовой объем в 10 млн. бройлеров, но с вашими деньгами это произойдет быстрее. И они решили вкладываться».
Помимо увеличения объемов производства проект предусматривает строительство комбикормового завода мощностью 38 т чего???? . Сейчас на «Элинаре» действует небольшой цех, в основном же корма закупаются у других производителей. Строительство завода, разработки по которому уже начались, займет месяцев восемь. Кроме того, на птицефабрике после создания СП планируют построить перерабатывающий завод и расширить ассортимент полуфабрикатов из куриного мяса. Через несколько лет, если проект окажется успешным, американская сторона перепродаст партнерам свою долю и реинвестирует средства в собственное производство в России.
Интерес иностранных компаний к российским птицефабрикам понятен. Во-первых, им хочется присутствовать на рынке. С неважно где именно произведенной продукцией. Во-вторых, и в Америке, и в Европе птицеводство считается одним из самых доходных видов бизнеса. Откорм занимает 35 суток, срок окупаемости - 3-4 месяца. Для сравнения: по свинине - 1,5-2 года, по крупному рогатому скоту - 7 - 8 лет. Вложения в уже существующую фабрику не так велики, как строительство с нуля. По мнению Рудольфа Булавина, не исключен приход в птицеводство бывших импортеров мяса птицы: «При работе, близкой к мировым стандартам, и сейчас можно зарабатывать деньги, сравнимые с западными».
Среди местных инвесторов интерес к птицеводству проявляют пока только связанные с этим бизнесом компании. Птицефабрики еще до кризиса приобрели, например, Черкизовский АПК, зерновая компания «ОГО». Другие инвесторы вряд ли заинтересуются непрофильным производством. «Я не рекомендовал бы вкладывать в птицеводство по двум причинам, - говорит менеджер проектов «Альфа Ассет Менеджмент» Алексей Кокарев. - Департамент сельского хозяйства - один из сильнейших департаментов в США. Объем импорта птицы оттуда на уровне $600 - 700 млн. И у американских фермеров сильное лобби. Как только в России завели разговор о повышении тарифов на ввозимую птицу, звонил сам Клинтон. Минсельхозпрод не играет такой роли. К тому же производство птицы требует больших фиксированных затрат и имеет смысл только в больших объемах». Фабрики в США выпускают не меньше 10 - 12 млн т бройлеров в год. Производительность прогрессивной птицефабрики «Элинар» сейчас 3000 т.
Из-за отсутствия оборотных средств многие производители, увеличившие поголовье осенью, на кормах по старым ценам, пускают птицу под нож. Для них взлет ????? российских кур стал явлением кратковременным. Однако у более крепких хозяйств тенденция к росту объемов сохранится. Они почувствовали, что надо догонять Америку. Хотя бы и с помощью ее же денег. Не все же просить из бюджета.