Взломаем конкурента!
Так называемая рекламная, или баннерная, сеть позволяет владельцам сайтов обмениваться рекламными объявлениями (баннерами) между собой. Рекламодатель выбирает сайты, на которых хочет продемонстрировать рекламу, и платит за показы своих объявлений. Охват рекламной сети соответственно определяется количеством сайтов, с которыми есть соглашения об обмене баннерами. Сегодня размещение рекламы едва ли не самый динамичный бизнес в российском Интернете: по некоторым оценкам, ежегодный оборот этого сектора рынка составляет уже несколько миллионов долларов.
В одной из сетевых конференций столкнулись известный веб-дизайнер Артемий Лебедев (см. Ко №48 за 1998 год), защищавший интересы своей сети Reklama.ru2, и Антон Воскресенский (Russian Link Exchange). Поспорив о том, чья сеть обладает большей степенью защиты от хакеров, Артемий Лебедев не нашел ничего лучшего, как... взломать сеть конкурента. Кроме того, не удовлетворившись полученным эффектом, он довел способ взлома конкурентной сети до сведения всех желающих. В результате в сеть Russian Link Exchange среди ночи ввалились несколько сотен любопытных, которые не преминули смешать информацию о показах баннеров на счетах клиентов.
Неразбериху удалось разрешить только к утру. По словам Лебедева, его акция «имела чисто профилактический характер». Конкурент высказал сомнение в защищенности детища Лебедева. Этот жест владелец сети Reklama.ru2 счел «не только лукавым, но и неэтичным, непрофессиональным выступлением и возразил в доступной форме». Форма, видимо, обусловлена новой тенденцией в российской сети: появление денег привело к ужесточению нравов.
Российское право не дает однозначного ответа на вопрос, нарушил ли Лебедев закон. К тому же данный случай - первый в истории российского рынка Интернета, на котором до сих пор взлом сервера не использовался с целью нанести вред конкуренту.