Top.Mail.Ru
архив

Взрывоопасный бюджет

Классический июльский сюжет – бюджетная схватка между правительством и парламентскими лоббистами – обогатился в нынешнем году сразу двумя новыми линиями. Во-первых, в прежние годы игра шла «по маленькой», и относительная скудность доходов не позволяла разгуляться аппетитам лоббистов. Например, при «нулевом чтении» бюджета-2003 из правительства удалось дополнительно выбить всего 11,8 млрд руб. Сейчас ставки выросли кратно. По данным Минфина, профицит федерального бюджета за январь – июнь 2005 года составил почти 1 трл (938,3 млрд) руб., или 10,2% ВВП. Фактические доходы федерального бюджета оказались на 46,1% выше плановых. Подобные цифры не могли не подстегнуть воображение заинтересованных лиц и немедленно превратились в повод для атаки на экономических министров со стороны парламентариев. Они обвинили правительство в манипулировании прогнозами и потребовали резко снизить профицит, чтобы потратить высвободившиеся средства (около 500 млрд руб.) на инвестиционные проекты. Если называть вещи своими именами, имела место попытка бюджетного переворота, в ходе которой думское руководство пыталось лишить кабинет одного из ключевых инструментов оперативного управления – возможности перераспределения допдоходов. Однако, несмотря на то что к операции была привлечена «тяжелая артиллерия» в лице спикера Думы Бориса Грызлова, угрожавшего отстранить скуповатых министров Кудрина и Грефа от выбора проектов, на которые можно потратить профицит, стратегического прорыва лоббистам достичь не удалось. Для отражения натиска министры заручились поддержкой президента Путина, который в начале прошлой недели на встрече с членами кабинета заявил, что «этот финансовый документ должен быть бюджетом развития, но он не должен быть бюджетом разбазаривания». Вероятно, чтобы сделать свою мысль понятной всем без исключения, глава государства добавил, что снижение инфляции является долгосрочной политикой и что попытки ее ревизии могут привести к очень большому ущербу. В результате этого вмешательства основные параметры бюджета, которые отстаивал министр финансов Кудрин, прошли «нулевое чтение» без радикальных поправок.

Удалось также удержать в запланированных объемах средства, выделяемые для финансирования инвестиционного фонда (70 млрд руб.) и федеральных целевых программ (295 млрд руб.).

Однако эта маленькая победа вовсе не означает, что проблем с инфляцией не будет. Правительство обязалось за три ближайших года в 1,5 раза увеличить реальные зарплаты бюджетников, в 1,87 – средние пенсии, с 1 января 2006 года на 15% увеличивается зарплата госслужащих и денежное довольствие военных. По мнению вице-премьера Александра Жукова, от финансового кризиса Россию отделяет тонкая грань. Именно в этом заключается второе важное отличие бюджета-2005 от предыдущих сверхосторожных, лишенных даже намека на потенциал «инфляционной бомбы». В этой ситуации у правительства в резерве остается фактически единственный механизм контроля и ограничения роста цен – тарифы естественных монополий. В частности, правительство предлагает радикально снизить темпы повышения тарифов на газ. В следующем году они не должны превысить 11%, при том что в 2005-м цены на газ выросли на 23%, а на следующий год «Газпром» требует 22%.

 

 

 

Еще по теме