Взятие Очакова

25.03.200200:00

Питерский производитель соков «Мултон» стал совладельцем Очаковского молочного завода. Прежде чем заключить сделку, питерцы присматривались к москвичам почти два года. Теперь в России будет еще одна помимо московской «Вимм-Билль-Данн» и итальянской Parmalat молочно-соковая компания.

В декабре 2001 года компания «Мултон» купила почти 20% акций Очаковского молочного завода (ОМЗ) через свою дочернюю фирму «Русский сок». Всего ОМЗ выставил на продажу по закрытой подписке более 65% акций, для чего его акционеры – гендиректор завода Виктор Юрин и подконтрольная его менеджерам фирма «Молсок» – провели дополнительный выпуск акций. Около 14,7% акций ОМЗ приобрела другая питерская фирма – «Нева-Русь», известная как соучредитель компании «Русский объединенный лизинг». Остальные доли выкупили некие фирмы «Совместный капитал» и «Дединово» – видимо, также земляки «Мултона» (их представители в совете директоров ОМЗ проживают в Санкт-Петербурге).

Участники альянса не разглашают информацию о сделке и своих дальнейших планах («Ко» пришлось воспользоваться данными Федеральной комиссии по ценным бумагам). Акционеры «Мултона» отказываются от любых контактов с прессой. По словам сотрудника ОМЗ, согласившегося пообщаться при условии соблюдения анонимности, завод продал свои акции для привлечения средств на развитие производства, и в будущем они могут быть выкуплены обратно.

ОМЗ получил от покупателей около $930 тыс. – сумму, достаточную для установки, например, новой фасовочной линии, но явно неадекватную ценности контрольного пакета акций. Видимо, условием сделки были дополнительные финансовые вливания, которые произойдут в будущем. «Мултон» привел за собой на ОМЗ нескольких инвесторов, которые, возможно, являются аффилированными с ней компаниями.

Совмещай и властвуй

Зачем соковой компании нужен молочный завод? Вряд ли для увеличения производства соков. У «Мултона» есть заводы в Санкт-Петербурге и подмосковном Щелкове, которые по совокупной мощности пока загружены где-то на 60%. Значит, «Мултон» интересует молочный бизнес как таковой.

До сих пор только одна компания в России удачно совмещала соковое и молочное производство – московская «Вимм-Билль-Данн». Причем поднялась эта компания именно на соках, и только через два года после создания занялась «молочкой», купив контрольный пакет Лианозовского комбината. Сейчас в ее объемах производства и продаж на долю молочной продукции приходится более 70%. По оценке агентства ACNielsen, «Вимм-Билль-Данн» контролирует более трети молочного и сокового рынков в девяти российских городах-миллионниках.

Итальянская компания Parmalat в 1997 – 1998 годах купила молочные заводы в Белгороде и под Екатеринбургом и наладила на них выпуск соков. Но у нас Parmalat не удалось войти в число лидеров молочного и сокового рынков. В 2000 году оборот компании в России (вместе с импортируемой кондитерской продукцией) составил $25 млн – почти в 20 раз меньше, чем у «Вимм-Билль-Данн». Итальянцы могли бы достичь большего, если бы взяли под контроль петербургский молочный комбинат «Петмол», где им удалось скупить более 20% акций. Но пока Parmalat практически никак не влияет на коммерческую политику питерского предприятия.

«Молочное и соковое производство можно совмещать благодаря схожести технологий фасовки некоторых продуктов, что позволяет использовать одно и то же оборудование», – говорит Евгений Чверткин, начальник управления инвестиций «Вимм-Билль-Данн».

Партнерство компании «Мултон» с Очаковским молочным заводом начиналось как раз с размещения заказов на розлив сока Nico. У москвичей была собственная соковая марка – «Очаков», но большим спросом она не пользовалась. В марте 2000 года ОМЗ фактически от нее отказался и начал производить сок для питерцев. По словам Александра Критского, исполнительного директора «Мултона», сотрудничество его компании с ОМЗ ограничилось несколькими разовыми заказами. Но на уровне акционеров двух компаний «наладились партнерские отношения», а маркетологи «Мултона» стали регулярно консультировать «очаковцев» «по вопросам создания и продвижения торговых марок».

Втайне от конкурентов

У Очаковского молочного завода довольно крупное и модернизированное производство, но слабые позиции на рынке. На конец 2000 года предприятие выпускало в среднем 3 тыс. тонн продукции в месяц, хотя мощности завода рассчитаны на втрое большие объемы. Для сравнения: крупнейший в России Лианозовский молочный комбинат может производить до 35 тыс. тонн продукции в месяц.

Насколько ОМЗ за прошедший год нарастил объемы производства – неизвестно. Но, по сведениям «Ко», «очаковцы» закупили новое оборудование. А маркетологи компании сформировали полную линейку торговых марок («Пастушок» для нижнего ценового сегмента, «33 коровы» для среднего и «Кремлевские продукты» для высокого).

Владельцам ОМЗ, уступившим контроль над компанией, альянс с «Мултоном» выгоден по двум причинам. Первое – это финансовые возможности нового акционера. По оценке «Ко», оборот «Мултона» составляет не менее $150 млн, что в несколько раз превышает доходы «очаковцев». Второе – широкая сбытовая сеть этой питерской компании. Торговые филиалы «Мултона» помимо Москвы и Санкт-Петербурга работают еще в семи крупных городах, а ее соки закупают более 200 оптовых фирм по всей России. Кстати, по словам Александра Критского, его компания пробовала торговать молоком «33 коровы» через своих дилеров, но попытка оказалась неудачной. «Наши дилеры ориентированы на продажу соков, и по ассортименту им больше подходят газированные напитки и пиво, чем молочные продукты, – объясняет он. – Молоко и соки слишком разные товары по условиям поставок и хранения».

Действительно, у «Вимм-Билль-Данн» продажи молочной и соковой продукции разделены между двумя подразделениями, каждое из которых работает со своей дистрибуторской сетью. И во всех городах, где у компании есть торговые филиалы, продажами соков и «молочки» занимаются два разных офиса. Но что мешает «Мултону» последовать примеру конкурента и создать для «очаковской» продукции отдельную сбытовую сеть?

В «Вимм-Билль-Данн», кстати, пока ничего не знают об альянсе «Мултона» и Очаковского молочного завода. По мнению Евгения Чверткина, «если кто-то попытается повторить наш подход к производству и сбыту, то сможет добиться определенных успехов». «Но не думаю, что для нас это создаст серьезные проблемы, – говорит он. – На рынке сложно компенсировать отставание по времени, к тому же «Вимм-Билль-Данн» не стоит на месте».

Что дает объединение «Мултона» и ОМЗ

Суммарный оборот за 2001 год (оценка «Ко»): $170 млн.

Вероятная стратегия: совместное производство и сбыт молочной и соковой продукции.

Сильные места: крупнейшие в России мощности по сокам (марки «Дары лета», «Добрый», Nico, Rich).

Слабые места: продвижение молочных марок.

Конкуренты: «Вимм-Билль-Данн».

Планы: не разглашаются.