Wildberries резко увеличил плату за приемку товаров
Продавцы крупнейшего маркетплейса Wildberries сообщают о многократном увеличении стоимости приемки их товаров на склады площадки, откуда они далее отправляются конечным потребителям. Ранее тарифы были в 15-20 раз ниже, а в отдельные дни продукция принималась вообще бесплатно. Резкие изменения начались в июне-июле. Кто-то из поставщиков вывез свои товары со складов компании и ушел на другие маркетплейсы, многие — выжидают, когда будет распродан товар, чтобы уйти, другие — надеются на снижение Wildberries стоимости приемки, узнала «Компания».
Погоня за бесплатным
Поставщики говорят, что Wildberries и раньше поднимал тарифы на приемку товаров, но это никогда не затягивалось на месяцы, и никогда не было таким резким: стоимость выросла в 15-20 раз. Многие связывают происходящее с последствиями состоявшейся в июне сделки по объединению бизнеса Wildberries и оператора наружной рекламы Russ. Выросли и другие тарифы, но не так существенно в сумме общих расходов селлера.
Ранее продавцы уже жаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), что Wildberries постоянно меняет тарифы на логистику и хранение товаров, навязывая невыгодные условия для сотрудничества. Маркетплейс в начале августа отчитался перед ФАС, что больше не станет этого делать. Но в июне-августе начался взрывной рост стоимости приемки.
Предприниматель Алексей Попов продает на этой платформе сантехнику: душевые кабины, унитазы, раковины. Он рассказал «Компании», что стоимость приемки товаров на склад Wildberries в Коледино, рядом с Подольском, взлетела в первой декаде августа.
«Одна раковина стоит примерно 6000 руб. Платить за приемку раковины 6720 руб. — это бессмысленная операция», — считает Попов. Если вычесть комиссию маркетплейса в 17,5% и расходы на логистику, то операция становится убыточной — минус около 7000 руб.
Стоимость приемки считается в зависимости от объема. Если товар идет в коробе, то формула такая: 3,5 руб. за литр × коэффициент приёмки склада × суммарный объём товаров поставки в литрах. За монопаллет: 1000 руб. за паллету × коэффициент приёмки склада × количество паллет.
Ранее за приемку стандартного короба 60х40х40 (96 литров) нужно было выложить 336 руб., сейчас — 6 720 руб. За паллету, соответственно, было 1000 руб. — стало 20 000 руб.
«Тариф х20 — по сути, заградительный, которым Wildberries явно дает понять “не везите свои товары на мои склады”. Ок, не повезем», — говорит Попов.
По его словам, Wildberries у него не основная площадка, поэтому «если он отвалится, другие площадки быстро подхватят флаг павшего бойца. Склады поделят, и все будет по-прежнему».
Алексей не одинок в желании уйти из Wildberries. Об этом говорят десятки предпринимателей в в комментариях в телеграм канале сооснователя маркетплейса Владислава Бакальчука. Однако быстро закрыть договор с Wildberries они не могут: слишком дорогой выход. Например, для производителей одежды возврат товара с маркетплейса обойдется до 30% от себестоимости.
Яков Луспикоян продает на популярной онлайн-площадке смарт-часы. По его словам, поставка товара на склад в Москве и области была бесплатной, но в июне резко подорожала. Теперь за 100 часов нужно заплатить онлайн ритейлеру 7 тыс. руб. Это минус 20 процентов в доходности бизнеса, которая и так была невысокой, а с новыми условиями приемки падает до 5%. Если ситуация не изменится, селлер готов поднять цену, но пока остается на Wildberries.
Никита Двуреченский реализует через Wildberries строительные инструменты. «У меня не частые поставки, и я умудрялся ловить либо бесплатный слот для приемки, либо тот, что шел с коэффициентом х1. Но если платить за поставку одного короба, вмещающего 180-200 штук инструментов, по нынешним тарифам, то получится расход в размере 20-25 тыс. руб. Если раньше маржа моего бизнеса была 180-200 процентов, то сейчас с учетом всех расходов упадет до 80%. Если дальше будет так продолжаться, буду думать об уходе с Wildberries».
Таких резких скачков тарифов, как случился летом, продавцы не припомнят даже в самый высокий сезон — накануне Нового года. Один из поставщиков товаров для дома, который работает с маркетплейсами с 2020 года, на условиях анонимности (из-за опасений блокировки личного кабинета) говорит: «Сейчас невозможно отгрузиться коробами: абсолютно на всех складах в РФ коэффициент приемки х20. Это фактически запрет поставок. В то же время “Озон” дает возможность поставок квантами для недорогих товаров, то есть делает шаг вперед, Wildberries — два назад». Раньше приемка 8 тыс. товаров была для него бесплатной, сейчас площадка просит 700 тыс. руб. за приемку такой партии. И в такой ситуации селлер ожидает, что прибыль в сентябре упадет на 30% к прибыли июля. Обычно предприниматель работает со складов в Туле, Краснодаре и Казани и ждет, когда боты сообщат о бесплатных сроках поставок. Подписка на бота бесплатных поставок стоит 1 тыс. руб. в месяц и селлеры сейчас выживают благодаря ей, некоторые даже дежурят по ночам, чтобы поймать бесплатный слот.
Владислав Бакальчук называет это дырами в информационной безопасности Wildberries: «На рынке активно продаются слоты для приемки, и их можно взять через десятки ботов в 2-3 раза дешевле, чем у WB напрямую. Это явление недопустимо и подрывает доверие к платформе».
Wildberries каждый день получает по 10 млн. заказов от покупателей и лидирует на рынке онлайн ритейла, по данным Data Insight. Многие небольшие швейные предприятия имеют возможность реализовывать собственные изделия только здесь, говорят на условиях анонимности производители женской одежды. С новыми условиями приемки на платформе их продукция не может конкурировать с китайскими и крупными российскими брендами. Фактически они работают в ноль или даже минус, и готовы сменить Wildberries на другой маркетплейс, если в ближайшее время ситуация не изменится.
Мужу Татьяны Бакальчук Владиславу продавцы советуют создать свой новый маркетплейс и обещают перейти туда, как следует из комментариев в ТГ Бакальчука. «Сделайте свою компанию, без платной приемки, без штрафов, и все поставщики к вам уйдут».
Дефицит складов, персонала и избыток товаров
Среди основных причин повышения тарифов за приемку товаров селлеры называют две. Во-первых, складов стало меньше (Wildberries потеряла склад в Шушарах из-за пожара и закрыла — в Екатеринбурге), а товаров — больше. Во-вторых, не хватает персонала на складах.
В августе проблемы традиционно усугубляются тем, что многие селлеры и менеджеры аккаунтов уезжают в отпуск и перед этим стараются обеспечить поставки на ближайшие 4-5 недель. Поскольку еще с мая этого года закрепился принцип бронирования тарифов на 60-90 дней – на логистику (от склада Wildberries до пункта выдачи заказа) и хранение, появилась возможность ловить дни сниженных тарифов и в них планировать поставки, фиксируя затраты. Это позволяет селлерам, как сообщили «Компании» в Wildberries, снизить расходы продавцов на логистику и хранение товаров на складе и создает более предсказуемые условия работы. Но при этом в июне – августе коэффициенты приемки дошли до 20, что говорит о том, что склады переполнены товарами. И столь продолжительное время, по словам опрошенных селлеров, эти показатели ранее не держались. На вопросы «Компании», почему стоимость приемки товаров выросла в 15-20 раз и будет ли она снижена, в Wildberries не ответили.
В пресс-службе маркетплейса «Компании» сообщили, что до конца года введут в эксплуатацию около 1 млн кв. метров складских площадей и нарастят число мест хранения более чем на 250 млн единиц.
Владислав Бакальчук рассказал в своем телеграмм канале, что строит 3 млн кв метров складов. (Ранее «РВБ» сообщали, что компания «ВБ Девелопмент», учредителем которой является Владислав Бакальчук, задерживала сроки ввода логистических центров и накопила 30 млрд рублей кредиторской задолженности перед материнской компанией).
По мнению Владислава Бакальчука, нужно увеличить число и подготовку сборщиков, сортировщиков и водителей. Все это должно сократить сроки доставки в пиковый сезон.
Возникшие проблемы эксперты считают временными. Если Wildberries решит возникшую логистическую катастрофу, то в конечном итоге все продавцы останутся на площадке: это все-таки сотни миллионов посещений в месяц и постоянные продажи с огромными чеками, — уверен Алексей Егоров, сооснователь и главный аналитик комплексной платформы управления e-com JVO.
Тем не менее многие поставщики действительно дифференцируют свои продажи: пробуют другие маркетплейсы и развивают собственные интернет-магазины.
«Если у продавца все яйца в одной корзине, он рискует попасть в кабальные условия: он становится одним из множества игроков, которые платят гигантскую комиссию, столь же гигантские логистические тарифы, вынуждены участвовать в демпинговых играх…», — говорит Алексей Егоров.
Более всего, по его прогнозам, от проблем самого маркетплейса и изменения прежних условий могут пострадать те продавцы, которые вышли на Wildberries несколько лет назад, когда не было столь жесткой конкуренции. Сегодня им приходится просчитывать экономику для каждого юнита, так как маржинальность такой торговли падает.
Объединение и развод
В результате объединения Wildberries и Russ в середине июня появилось OOO «РВБ». Его учредителями стали ООО «Вайлдбериз» с долей в 65% и ООО «Стинн» (владелец ООО «Русс Аутдор») с 35%. А гендиректором назначен Роберт Мирзоян. Wildberries передала свой домен ООО «РВБ».
Глава Чечни Рамзан Кадыров, встретившийся 24 июля с Владиславом Бакальчуком, заявил, что в компании происходит «откровенный и наглый рейдерский захват», с начала июля активы Wildberries «путем юридических махинаций спешно переходят в чужие руки через компанию Russ Outdoor».
В ответ главе Чечни Татьяна Бакальчук написала, что это не рейдерский захват Wildberries, а развод. В прямом смысле: собственница Wildberries Татьяна Бакальчук подала на развод со своим мужем Владиславом Бакальчуком.
Сейчас Владислав Бакальчук пытается вернуть утраченные активы, а также подал документы в Роспатент на регистрацию товарного знака «ВБ».
«Я лично вывез все, как только увидел видео с Кадыровым, — комментирует ситуацию селлер Алексей Попов. — Фактически объявление войны и начало дерибана площадки».
«За последние 3-4 года мы с командой Wildberries уверенно лидировали на рынке, опережая ближайшего конкурента на 60% по оборотам (имеется в виду “Озон” — Прим. ред.). <...> Однако буквально сразу после того, как рейдеры поставили своих людей в руководство, текущая команда начала терять это преимущество, которое сократилось с 60% до 40%, — сетует Владислав Бакальчук. — Рыночная доля компании начала снижаться, и, вместо того чтобы исправить ситуацию, новое руководство решило в 10 раз увеличить расходы на наружную и ТВ-рекламу, доведя затраты до 1,5 млрд руб. в месяц. Сумма, которая превышает расходы за 6 предыдущих месяцев… Но эффект от них оказался практически нулевым».
Согласно данным базы Контур Фокус, в ООО «Вайлдберриз» 99% — у Татьяны Бакальчук, 1% — у Владислава Бакальчука. Выручка маркетплейса в 2023 году составила 538,7 млрд руб., чистая прибыль — 18,9 млрд. руб.