Top.Mail.Ru
авто

XCITE — волнительная история нового автопроизводства в Северной столице

Фото: пресс-служба XCITE Фото: пресс-служба XCITE

Свое 15-летие «Автозавод Санкт-Петербург», вопреки мрачным ожиданиям из-за ухода иностранных партнеров, отметил запуском сразу двух новых моделей. В январе автопроизводитель анонсировал создание собственного бренда XCITE и в течение года представил два кроссовера — среднеразмерный XCITE X-Cross 7 и крупногабаритный полноприводный XCITE X-Cross 8. 

Это одни из самых популярных моделей у российских автомобилистов: по статистике, на класс SUV, к которому относятся кроссоверы и внедорожники, приходится более 70% продаж новых автомобилей в стране. Пока маленькое семейство XCITE постепенно отвоевывает себе место у более именитых собратьев. На начало декабря бренд был представлен в 304 дилерских центрах и продал более 5000 транспортных средств.

XCITE, производство

Автомобили собираются на конвейерных линиях, когда-то созданных концерном Nissan. Глобальный бренд поставил в Северную столицу мощности для сборки, окраски, сварки и других производственных операций и создал предприятие полного производственного цикла. После их небольшой модификации «Автозавод Санкт-Петербург» приступил к крупноузловой сборке автомобилей в партнерстве с известным восточно-азиатским автоконцерном. 

В ноябре 2023 началось производство первой модели на современной платформе, хорошо проявившей себя при эксплуатации именно в России. В мае производитель представил рынку две модификации XCITE X-Cross 7 — Enjoy и Techno. 

XCITE, производство

Водители сразу оценили бесключевой доступ и возможность удаленного запуска, полный «зимний пакет» и наличие 12 электронных ассистентов, помогающих водить комфортно, безопасно и экономично. Также модели отличали кожаная обивка кресел, наличие мультимедийной системы с 10,25-дюймовым экраном, многоцветной подсветки и беспроводной зарядки для мобильных устройств. В базовом оснащении автомобилей — шесть подушек безопасности.

Осенью 2024 года на конвейер встал новичок — 7-местный семейный кроссовер XCITE X-Cross 8. Автокомпоненты для его производства доставляются в Петербург тремя способами: морским и железнодорожным транспортом или с помощью мультимодальных перевозок. На завод прибывают полностью окрашенный и частично собранный кузов, а подвеска и силовой агрегат частично собираются непосредственно на производственной площадке. 

XCITE, производство

Впервые попавших сюда производство впечатляет степенью автоматизации. На первом участке происходит важный технологический этап в создании автомобиля — подсборка силового агрегата и установка его на подрамник. Здесь же осуществляется заправка трансмиссионным маслом и соединение агрегата с элементами подвесок. 

Следующая станция — «свадьба», где полностью собранные передняя и задняя подвески и двигатель устанавливаются в кузов автомобиля. С впечатляющей синхронностью на этом этапе с будущим транспортным средством работают одновременно два человека  — слева и справа. Для обеспечения их комфорта и безопасности внедрена схема взаимного подтверждения готовности операторов к подъему агрегатов. 

XCITE, производство

Финальная точка сборки — автомобиль заправляется всеми технологическими жидкостями и впервые заводится, чтобы своим ходом прибыть на линию инспекции качества. Здесь специалисты оценивают соответствие интерьера и экстерьера машины установленным на заводе критериям качества. В их обязанности входит также настройка параметров подвески, регулировка света фар, калибровка системы кругового обзора. Система контроля качества строгая: осталась в наследство от японцев, с вниманием к малейшим сколам. 

После того, как вся функциональность автомобиля проверена, он отправляется на испытательный стенд. В автоматическом режиме проводится замер эффективности тормозной системы. В душевой камере  подтверждается герметичность корпуса и затем проводится антикоррозийная обработка. 

XCITE, производство

Наконец, новый автомобиль готов к выходу на дорогу, пока на тестовом треке: короткий отрезок моделирует все возможные ситуации — брусчатку, несинхронные неровности, поворот с максимальным выкручиванием руля и т.п.  После этого, если у испытателя замечаний нет, автомобиль отправляется к дилеру. 

Пока на петербургском заводе мощности работают не в полную силу и задействованы не все линии.  По словам гендиректора завода Ивана Миронова, производство готово перейти на мелкоузловую сборку и уже готовит дорожную карту постепенной локализации производства. Производственные мощности завода по полному циклу —  более 100 000 авто в год. 

XCITE, производство

Главным достижением сам Миронов называет даже не запуск новых моделей, что в прямом смысле было волнительным (англ. excite — «волновать» или «будоражить»), но сохранение компетенций. Предприятию удалось удержать большинство работников — сегодня на заводе работает около 1100 человек. В 2024 году автозавод выпустит до 20 тысяч автомобилей. 

В соответствии с соглашением, которое было подписано на ПМЭФ между «Автозаводом Санкт-Петербург» и правительством Санкт-Петербурга в модернизацию производства и развитие линейки моделей будет инвестировано 4,5 миллиарда рублей, что позволит создать около 500 новых рабочих мест. Так что в ближайшее время можно ждать новостей из Северной столицы. Тем более что чиновники региона одними из первых опробуют XCITE в действии. Практически сразу оба авто вошли в обновленный перечень моделей, рекомендованных для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими.

XCITE, производство