Я не могу раскрыть всех наших тайн
"МЕНАТЕП Санкт-Петербург" - крупнейший банк Северо-Западного региона по размеру собственного капитала. По этому показателю (1,7 млрд руб. по состоянию на 1 августа 2000 года) он обогнал даже питерский Промстройбанк. Председатель правления банка "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" Виталий Савельев считает, что им удалось столь серьезно укрепить свои позиции прежде всего за счет правильно выбранной стратегии развития и использования самых современных банковских технологий. Сам Савельев имеет имидж "ярого интернетчика" и считается одним из самых продвинутых питерских банкиров. Из своего банка мечтает сделать "интеллектуальный банк номер один в России".
"Ко": "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" - один из молодых и довольно активно развивающихся банков, особенно в последние два года. Складывается впечатление, что августовский кризис только поспособствовал его развитию?
Виталий Савельев: "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" был дочерним банком московского МЕНАТЕПа и первоначальная стратегия нашего развития была совершенно иной. Мы планировали создать интеллектуальный банк без филиалов, который, используя технологии удаленного обслуживания клиентов, стал бы безусловным лидером на банковском рынке Северо-Запада. Эта идея была бы реализована, не случись дефолта. Августовский кризис расстроил наши планы, поэтому бизнес-идеологию пришлось менять. К тому же расклад сил на рынке сильно изменился, и мы решили, что настал самый удобный момент для региональной экспансии и создания филиальной сети. Многие крупные банки разорились, на финансовом рынке страны образовалась огромная ниша, и мы решили замахнуться на всю Россию. Согласитесь, глупо было бы не воспользоваться ситуацией. Тогда фактически одномоментно было создано 45 филиалов. Сейчас их уже 50. Банк представлен в 44 регионах, а до конца года мы планируем довести их число до 60.
Рывок удалось совершить благодаря Интернет-технологиям. У нас не просто информационный сайт банка в Интернете. Вы можете осуществлять по Интернету расчеты, оплачивать счета. Через Интернет работает примерно 90% наших клиентов.
Благодаря современным банковским технологиям мы в состоянии совершать по три транзакции в секунду. При этом банк работает круглосуточно и без выходных. Платежи внутри филиальной сети проходят в течение 20 минут. Если задействованы другие банки, то платеж идет, как правило, сутки.
"Ко": Какой стратегии банк придерживается сейчас, и как он будет развиваться в ближайшем будущем?
В.С.: На последнем совете директоров была утверждена стратегия развития банка на предстоящие три года. Основная наша задача -создать к 2003 году лучший интеллектуальный банк в России, предлагающий высокотехнологичные услуги каждому клиенту. Быть просто универсальным банком не столь интересно. В России практически все крупные банки универсальные. А вот создать суперсовременный банк - эта задача нам подходит.
Мы - лидеры по использованию новейших банковских технологий. Наш банк может предложить клиентам самые современные услуги. Им не придется стоять в очереди к операционистке. Клиент сможет пользоваться всеми услугами посредством Интернета. Но пока не принят закон об электронно-цифровой подписи, один раз прийти в банк клиенту все же необходимо. С этой целью мы планируем и дальше развивать нашу филиальную сеть и рассчитываем к концу 2002 года довести число филиалов до 120. Банк будет активно заниматься ритейлом и привлекать частных вкладчиков. Прежде всего мы будем ориентироваться на молодое поколение, на интеллектуального вкладчика.
Естественным и необходимым дополнением ритейлового бизнеса для нас являются пластиковые карты. На сегодняшний день "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" уже эмитировал 32 тыс. карт системы VISA International. А недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве с компанией Diners Club International. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся - будем расширять сотрудничество с другими международными платежными системами.
Этим трем базовым направлениям - Интернет-банкингу, развитию филиальной сети и ритейлу - мы и будем уделять наибольшее внимание в ближайшие три года. Сейчас мы готовим документы для перерегистрации банка в открытое акционерное общество, чтобы получить возможность вывести акции банка на открытый рынок.
"Ко": Как в Интернет-проектах банка используются пластиковые карточки? Каким образом решается проблема обеспечения безопасности карточных платежей, проходящих через Интернет?
В.С.: В наших Интернет-проектах мы принимаем к оплате карточки VISA и EuroCard/MasterCard любого эмитента. Клиенты могут оплачивать услуги операторов сотовой связи, вносить коммунальные платежи и т.д. Другое направление нашей работы - это обслуживание электронных магазинов. По оценкам специалистов, их в стране уже порядка 600. Наш банк обслуживает сейчас пять таких магазинов. Еще несколько находятся в опытной эксплуатации.
Что же касается безопасности, то я, конечно, не могу раскрыть вам всех наших тайн, но могу сказать: единственное, что мы не разрабатываем - это системы защиты. Мы покупаем на Западе самые последние разработки в этой области. Конечно, мы не можем на все сто процентов застраховаться от попыток несанкционированного доступа, но нам удается успешно их блокировать. К тому же мы постоянно проводим компьютерный аудит, позволяющий выявить все нерегламентированные действия и определить, кто их совершил.
Ко.: Представитель банка "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" недавно вошел в совет директоров российской ассоциации банков-участников Visa. Какие выгоды вы собираетесь извлечь из этого? Какие проекты ассоциации представляются вам наиболее полезными?
В.С.: По большому счету никакой выгоды нет. Банк в настоящее время входит в группу лидеров-эмитентов, и основной своей задачей мы считаем непосредственное участие в разработке совместно с другими членами ассоциации правил и рекомендаций для Visa International. В том числе - рекомендаций для совместной борьбы с мошенничеством.
"Ко": Но вы не собираетесь отказываться от традиционных направлений банковского бизнеса - таких, например, как кредитование? Кредитует ли банк реальный сектор экономики, и насколько прибыльны (или убыточны) такие проекты?
В.С.: Отказываться от традиционных направлений мы, конечно, не собираемся. Мы не ставим себе целью создание абсолютно виртуального банка, который будет зарабатывать только на транзакциях. Хотя, естественно, мы на этом зарабатываем. На сегодняшний день кредитование, несомненно, является важной составной частью нашего бизнеса. В общем объеме активных операций 70% занимают кредитные вложения. Кредитный портфель у нас большой, при этом невозврат составляет 0,4%, что мы считаем неплохим показателем. У нас очень жесткий подход к выбору заемщика. Мы всегда требуем залог или гарантии и не выдаем кредиты без ликвидного обеспечения.
"Ко": Какие отрасли экономики являются приоритетными при кредитовании?
В.С.: Нефтяная и газовая промышленность. Это наиболее устойчивые отрасли. Кроме того, мы успешно кредитуем предприятия пищевой промышленности и фармацевтические компании.
"Ко": Хотелось бы понять, каково место банка "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" в промышленном холдинге ЮКОС, и каковы взаимоотношения с ДИБом, а также роль банка в структуре "Газпрома"?
В.С. : Прежде всего, ЮКОС и "Газпром" - наши крупные акционеры. В структуре "Газпрома" существует уполномоченный банк - Газпромбанк и еще несколько базовых банков, в числе которых и "МЕНАТЕП Санкт-Петербург". Мы входим в совет при председателе правления "Газпрома" по взаимодействию с коммерческими банками. Основные финансовые потоки "Газпрома" обслуживает Газпромбанк. А в тех регионах, где филиалы Газпромбанка отсутствуют, обслуживанием занимаемся мы. При этом все вопросы решаются на заседаниях Совета - и никаких трений, если вы об этом, между нами не существует. То же самое касается ЮКОСа: часть наших филиалов в регионах обслуживает финансовые потоки компании. В этом плане с ДИБом мы не пересекаемся. У нас разные задачи. По остальным же направлениям банковской деятельности мы с ДИБом конкурируем, как с любым другим банком.
"Ко": В последнее время ваш банк проводит более агрессивную - в хорошем смысле этого слова - политику. Хотелось бы понять, с чем это связано?
В.С.: Наша стратегическая задача - расширить присутствие на рынке. И все наши усилия по наращиванию сети связаны с решением этой задачи. Мы уже представлены в половине всех регионов России. Эта была тяжелейшая работа, и мы даже не рекламировали себя, ожидая результатов. Мы были прибыльным банком, но работа филиальной сети все усилия сводила к нулю. В этом году мы уже можем сказать, что наша филиальная сеть прибыльна - $4 млн за первые полгода. Планируемая чистая прибыль к концу года составит порядка $13 млн. Но самое главное в том, что филиальная сеть стала себя окупать.
"Ко": Кто является вашим конкурентом в Северо-Западном регионе и как у вас складываются отношения с областным и городским руководством?
В.С.: Наш главный конкурент - Промстройбанк. Но мы уже дышим ему в затылок, и я думаю, что по некоторым финансовым показателям по итогам года мы его обгоним. Кстати, не забывайте, что этому банку 125 лет, а нам - всего пять. И хотя наши интересы не пересекаются нигде, кроме Санкт-Петербурга и ряда городов Северо-Запада, ПСБ является для нас определенным ориентиром - в хорошем смысле этого слова.
С руководством города и области у банка хорошие отношения. У нас был негативный опыт областных инвестиций еще при прежнем руководстве, но мы вовремя приостановили этот проект. Хотя не исключено, что в недалеком будущем мы к нему снова вернемся. Что же касается бюджетных счетов, то их у нас нет. Вначале, правда, мы переживали по этому поводу, но потом решили, что делать этого не стоит. Надо становиться на путь цивилизованного развития банка. Бюджетные счета должны быть в казначействе. Я считаю счастьем, что банк не имеет бюджетных счетов: мы избавлены от головной боли и переживаний по поводу того, заберут у нас счета или не заберут.
"Ко": А не планируете ли вы слияния с каким-нибудь питерским или региональным банком?
В.С.: Мы готовы рассматривать варианты поглощения банков. Но все наши предыдущие попытки обсудить подобную перспективу с акционерами какого-нибудь банка сталкивались с совершенно нереальными условиями, которые они нам выдвигали. Некоторое время назад мы присматривались к филиальной сети ПСБ России и даже вели переговоры с руководством банка. Но из этой затеи так ничего и не вышло.