Top.Mail.Ru
архив

«Я не смог бы работать на плохом канале»

В мае этого года акционеры первой прибыльной российской телесети СТС неожиданно сменили ее руководство. Не высказав каких бы то ни было претензий к прежнему гендиректору компании Роману Петренко, акционеры отправили его в отставку и поставили во главе СТС Александра Роднянского* – известного кинопродюсера, владельца 70% акций крупнейшего украинского телеканала «1+1». В интервью «Ко» Роднянский рассказал, как он собирается достичь амбициозной цели, поставленной владельцами СТС: войти к концу года в тройку лидеров национального телевидения.

 

Прежде чем обратиться к услугам Роднянского, акционеры СТС – StoryFirst Communications и «Альфа-групп» провели серию консультаций с ведущими медиа-менеджерами Европы и США. В числе потенциальных руководителей телесети назывались Марк Томпсон (Channel 4), Джон Уиллис (Granada TV), Руфь Ригли (RTL), Пьер Лескюр (Canal+), Барклай Кнэп (NTL) и другие. Новый руководитель канала должен был сделать практически невозможное: к концу года качество вещания дециметрового СТС в Москве должно быть максимально приближено к качеству метрового ТВС. Кроме того, территория вещания канала должна быть предельно увеличена – до размеров НТВ, а рейтинги программ канала в ближайшие полтора года должны вырасти вдвое.

Амбиции акционеров – в частности, «Альфа-групп» – объясняются желанием в будущем продать принадлежащий ей пакет акций. На другой свой медиа-актив (канал «Муз-ТВ») «Альфа» уже нашла покупателя в лице владельца продюсерского центра «Арс» Игоря Крутого. Возможно, покупателем акций СТС станет сам Роднянский. По крайней мере в интервью он этого не исключает.

«Ко»: Почему именно к вам акционеры СТС обратились с предложением занять пост генерального директора СТС?

Александр Роднянский: Наверное, лучше задать этот вопрос им самим. Но, во-первых, мой личный опыт аналогичен опыту СТС, потому что компания, которой я руководил последние годы, точно так же как и СТС, является частью большой международной сети (украинский телеканал «1+1» является частью холдинга Central European Media Enterprises, основным акционером которого является миллиардер Рональд Лаудер. – Прим. «Ко»). С другой стороны, очевидно, что на новом этапе развития российского рынка те задачи, которые были поставлены перед компанией, потребовали менеджмента, в значительно большей степени интегрированного в телевизионную индустрию. И, видимо, мой опыт – и профессиональный, и жизненный, и менеджерский – показался акционерам более подходящим для реализации новых задач.

«Ко»: В отличие от предыдущего генерального директора СТС – в большей степени менеджера – вы бизнесмен, совладелец крупнейшего украинского телеканала…

А.Р.: Вы видите здесь разницу? Не знаю… Я бы вообще отказался от каких бы то ни было параллелей. В свое время я работал режиссером, а в советские времена режиссер был еще и продюсером (исполнительным продюсером, пользуясь голливудской терминологией, всегда было государство). И на каком-то этапе решил, а вернее, жизнь за меня решила, что я не только режиссер, но и продюсер. Так или иначе, я отвечал за организационно-финансовую сторону и за успех проекта как такового – будучи бизнесменом, а также за его творческие компоненты – будучи частью креативной команды. Такое сочетание меня всегда устраивало. Если говорить серьезно, то я бизнесмен того вида, какой представляют продюсеры в кино- или телеиндустрии, отвечающие за успех проекта или предприятия. То есть я ориентирован на результат. Другое дело, что результат я могу описывать в разных терминах: это могут быть цифры финансовых показателей, это может быть успех у аудитории, это может быть публичный имидж или статус, который приобрела компания.

«Ко»: Все-таки что из вышеперечисленного для вас важнее?

А.Р.: Я никогда не работал над проектами, ориентированными исключительно на финансовый результат, а всегда был ориентирован на витаминозную, общественную функцию телевидения. Для меня важно, насколько оно не бесполезно, не бессмысленно, насколько вызывает уважение – хотя бы у того круга людей, чье мнение меня интересует и от чьего мнения я завишу. Для меня принципиально иметь отношение к бизнесу очень успешному, принципиально реализовать задачи, которые ставят передо мной акционеры. То есть – отвечая на ваш вопрос – я не смог бы работать на плохом канале и «делать телевидение», не вызывающее уважения индустрии, и извинять себя тем, что, мол, зато я бизнесмен хороший, а все остальное – из другой жизни. Это было бы гибельно для любого телепроекта.

«Ко»: Стали ли вы акционером СТС?

А.Р.: Нет.

«Ко»: Станете?

А.Р.: Возможно.

«Ко»: В мае представители акционеров СТС заявили о намерении вывести канал в тройку лидеров, не влезая при этом в политику и сохранив статус развлекательного телевидения. Считаете ли вы, что это реально, особенно учитывая приближение выборов?

А.Р.: Конечно, реально. Просто слово «развлекательное» не надо понимать слишком узко. Развлекательное телевидение зачастую трактуется как телевидение, построенное на использовании двух-трех форматов. С этим я категорически не согласен.

Канал СТС ни в коем случае не должен изменить своему брэнду. СТС – это бескомпромиссно развлекательное телевидение, но не в узком смысле. В настоящее время мы как раз пытаемся выработать критерии отбора передач информационного жанра. Я считаю, что каналу СТС необходима журналистика для установления диалога с аудиторией, но не политическая журналистика. Нам удастся избежать участия в политике просто потому, что, по-моему, нашей аудитории это неинтересно. Ей это становится интересно примерно раз в два года, когда она идет голосовать. Если она идет голосовать.

«Ко»: Какие каналы вы бы назвали своими ближайшими конкурентами?

А.Р.: Да все. Нам нужно 10% аудитории, и, если мы их заберем у того же НТВ, это нас устроит, а если у кого-то другого – тоже устроит. И, надеюсь, у нас есть шанс, потому что в сегменте телевидения, ориентированного на молодежь, наблюдается некоторая усталость. Свежего мало. На телевизионном рыке существуют респектабельные лидеры – такие, как ОРТ, – и не думаю, что здесь что-то изменится. И существует СТС, которое может позволить себе то, чего не может себе позволить ОРТ: быть более провокационным, более ерническим, более ироничным.

«Ко»: Насколько больших дополнительных финансовых вливаний потребует изменение СТС?

А.Р.: Я не могу назвать вам цифру. К тому же мы не просим дополнительных денег – компания живет за свой счет. 3 июля состоялось заседание совета директоров, на котором были утверждены стратегия развития компании и соответственно бюджет, обеспечивающий реализацию этой стратегии. Так вот могу сказать, что, хотя на производство и программирование выделено больше денег, чем раньше, это произошло не за счет инвестиций и дополнительных займов – компания финансирует себя сама. Произошло переструктурирование расходов внутри компании, и плюс мы рассчитываем на рост рынка в целом и доходов компании.

«Ко»: Но акционеры СТС называли цифру в $100 млн, говоря о финансовой помощи СТС в этом году. Была ли уже получена эта сумма и если нет, когда должна быть получена?

А.Р.: СТС не пользуется финансовой помощью. На данный момент менеджмент СТС не видит необходимости в привлечении столь крупных сумм для реализации поставленных инвестором задач.

«Ко»: Стоит ли ожидать финансового интереса к СТС от акционера «1+1» Рональда Лаудера?

А.Р.: Такой интерес возможен и логичен. Однако решения будут принимать нынешние акционеры компании.

«Ко»: По данным агентства «Видео Интернэшнл», оборот СТС в прошлом году составил около $40 млн. Можете ли вы подтвердить эту цифру? На какой оборот в этом году вы рассчитываете?

А.Р.: Порядок цифр верный. В этом году рассчитываем на рост, адекватный росту всего рекламного рынка.

«Ко»: Каким образом будет увеличиваться территория вещания СТС в этом году?

А.Р.: Тремя естественными способами. Первый – в результате начала деятельности новых региональных компаний, входящих в систему сети на метровых и удачных дециметровых каналах (как, к примеру, в Нижнем Новгороде, Волгограде, Воронеже, Петрозаводске). Второй – за счет улучшения качества технического проникновения у существующих партнеров сети в регионах. Третий – за счет подписания новых соглашений, афиллированных договоров с новыми партнерами. На данный момент покрытие СТС в городах с населением более 100 000 человек составляет немногим менее 70%. Мы хотим добиться 80%.

«Ко»: Вы хорошо знаете и российский, и украинский рынки телевидения и рекламы. Как бы вы оценили их влияние друг на друга?

А.Р.: К сожалению, сегодня украинский рынок находится под значительно большим влиянием российского, чем это было раньше. И я, как человек, который в течение лет пяти пытался этому помешать, считаю, что это неблаготворно для украинского рынка. То есть я не пытался их (рынки) разделить, но хотел, чтобы украинский рынок развивался самостоятельно, независимо от рынка соседней страны, даже такой близкой, как Россия.

Сейчас российский контент процентов на 75 присутствует на телевизионном рынке Украины, и это – боюсь, безнадежно – на ближайшие годы сдерживает развитие украинского рынка. Поняв для себя года три назад, что мы не в состоянии этому помешать, я пришел к модели совместного производства, взаимовыгодного для участников обоих рынков.

«Ко»: Планируется ли переход какой-то части менеджмента «1+1» на СТС?

А.Р.: Нет, у «1+1» серьезные планы на Украине, и было бы неразумно и даже преступно подвергать эти планы опасности, забрав с собой людей. Пришли буквально несколько человек – это программный директор Алексей Зюнькин и продюсер развлекательного вещания Александр Цекало (но он лишь наполовину киевлянин) – вот и все. Есть еще несколько человек, работающих не на постоянной основе, а дающих какие-то разовые консультации под конкретные проекты.

«Ко»: Произошло ли сокращение штата сотрудников СТС со времени вашего прихода на канал? В каком объеме?

А.Р.: Количество осталось прежним. Состав частично изменился.

«Ко»: Что уникального СТС предложит в новом телесезоне?

А.Р.: Предложение СТС уникально хотя бы тем, что это попытка в старые мехи налить нового вина. С одной стороны, это, бесспорно, то СТС, которое было раньше, с принципиальными элементами программного и брэндового позиционирования – остаются и юмор, и кино в 21.00, и «Альф», и такие сериалы, как «Зачарованные» и «Друзья». С другой стороны, мы полностью обновляем программирование: появляются совершенно новые ведущие – как правило, это известные люди, причем известные в смежных областях – медиа, шоу-бизнесе или журналистике. Новое торговое предложение – это канал СТС в попытке выглядеть реальным участником узкого телевизионного круга высшей лиги, в попытке интегрироваться в сознание и восприятие аудитории, канал, всерьез претендующий на ее внимание и уважение. На нашем канале появляются трендовые форматы, отвечающие современным мировым тенденциям. Будь это современные игровые шоу (такие, как «Кресло») или reality-шоу (такие, как «Гарем»). Вместо «Окон», которые не отвечают, например, моим критериям качества, появляется более профессиональное ток-шоу «Большой куш» с журналистом Отаром Кушинашвили в роли ведущего, который в отличие от актера (Дмитрия Нагиева, ведущего «Окон». – Прим. «Ко») способен быть провокационным, способен быстро реагировать и реагировать по содержанию. И в роли гостей в студии известные люди, рассказывающие реальные истории. Уникальное торговое предложение СТС в этом году – это игра в совершенно другой уровень качества, это высокотехнологичное телевидение, это телевидение недешевое, это телевидение энергетичное.

«Ко»: Акционеры говорили о планах вывести акции телеканала на биржу, скоро ли стоит этого ожидать?

А.Р.: Как только компания будет готова. Это вопрос не ближайшего времени. Бесспорно, это является нашей целью, как является целью любого бизнеса. Это более чем серьезный вызов менеджменту компании, и я буду очень горд, если этого удастся достичь.

* Признан в России иностранным агентом

Еще по теме