«Я стал первым человеком, который вышел в киберпространство и выжил»

Американец Крис Дэнси ― человек, которого журналисты и общественность прозвали осознанным киборгом. Известность ему принесла его «подключенность» ― за счет датчиков, сенсоров и приложений Крис документирует буквально все, что происходит с его телом и вокруг. Еще 15 лет назад о Дэнси практически никто не знал, он был обычным программистом и страдал депрессией, а сейчас IT-гиганты обращаются к нему за помощью при разработке технологий. Журнал «Компания» поговорил с «самым подключенным человеком на Земле» и узнал, как гаджеты помогли ему сбросить 45 кг, стать партнером Google и Microsoft и почему цифровой коммунизм ― лучшее, что может случиться с человечеством в ближайшее время.

Эпоха тотальной «подключенности» началась в жизни программиста Криса Дэнси в конце 2000-х. К тому моменту ему почти стукнуло сорок, а за его плечами был большой профессиональный путь. От работы с Basic и изучения HTML он дошел до создания различных баз данных, а затем отошел от разработки «руками» и стал переходить с одного руководящего поста на другой.

Несмотря на кажущуюся успешной жизнь, Крис был глубоко несчастен. Он много пил, выкуривал по две пачки сигарет в день и весил больше 130 кг. «К тому моменту я почти всю жизнь сидел на антидепрессантах и постоянно был очень и очень зол», — с грустью вспоминает он.

Кардинальные изменения в жизни Дэнси начали происходить в 2008-м. Проблемы, накопившиеся как снежный ком, привели его к пониманию — все, что он ненавидит в своей жизни, можно в один клик увидеть в истории браузера. Тогда Крис подумал: как я могу использовать технологии так, чтобы они не рекламировали мне товары, а давали советы? С этой мысли и началась трансформация обычного гика в «самого подключенного человека на Земле».

День из жизни киборга

Переход Дэнси в качественно новое состояние оказался довольно резким. Уже в 2010 году он отслеживал и анализировал сотни параметров своего тела и окружающей среды. За раз на нем могло быть надето около 15 девайсов: это и очки Google Glass, и пояса для записи пульса и контроля осанки. Также Дэнси использовал неносибельные гаджеты: например, пару раз в день мерил температуру градусником, давление — тонометром, следил за сатурацией и делал ЭКГ.

«Тогда у меня было четыре категории “помощников”, — вспоминает Дэнси. — Это приложения, сервисы, девайсы и сенсоры. Одновременно я отслеживал от 700 до 1000 различных показателей. С тех пор их число не изменилось, но гаджетов стало заметно меньше — мне нужно лишь 10% того, что было раньше».

Помимо собственного тела, киборга интересовали данные, которые «происходят» вокруг. Поэтому к своей одежде он крепил маленькую камеру, которая делала снимок каждые пару минут. На запястье Дэнси красовался девайс, позволяющий по команде записать то, что происходит вокруг (например, разговор с другом), а висящие в спальне сенсоры до сих пор контролируют, что происходит с киборгом во время сна.

Благодаря таким «помощникам» Дэнси смог избавиться от большинства проблем со здоровьем. В частности, он похудел более чем на 40 кг. Гаджеты следят и за тем, насколько тепло и светло там, где он находится. Например, если в каком-то ресторане по вечерам слишком ярко и шумно, ночью датчики фиксируют низкое качество сна. Все это помогло Дэнси выявить паттерны в поведении, научиться прогнозировать свое состояние, а затем и влиять на него.

Фото: Chris Dancy

Реакция на персонажа футуристического фильма в жизни была у людей неоднозначной. В 2012-м Дэнси постоянно задавали вопросы по поводу его внешнего вида и обращали внимание на приборы, проступающие под одеждой. «Забавно, что сейчас, когда вы видите подростка с беспроводными наушниками или Apple Watch, то вопросов уже не задаете. Поэтому я называю себя дедушкой-киборгом. Возможно, я стал первым человеком, который вышел в киберпространство и выжил», — смеется он.

Сегодня внешний вид Дэнси уже никого не удивляет. Через монитор ноутбука со мной общается обычный человек, на котором из видимых гаджетов только Apple Watch. Однако многое остается невидимым взгляду — например, к разговору подключена система, записывающая каждое наше слово. Это позволяет Дэнси вернуться к сказанному позже, порефлексировать и вспомнить то, о чем он может забыть.

Помимо этой системы, Крис использует другую — для тайм-менеджмента. Она следит за тем, как осознанный киборг проводит свое время: сколько работает, как часто и с кем общается, видится ли с родными, отдыхает или активно проводит время. Дэнси для этого ничего не делает — гаджеты сами «наблюдают» за ним со стороны (например, фиксируют геолокацию), а по окончании дня ставят ему оценку от одного до десяти ― показатель того, насколько сбалансированно прошел день.

Характер сообщений, поступающих киборгу на смартфон, тоже изменился. Если раньше девайсы напоминали ему пить что-то, кроме Coca-Cola, и делать паузы в бургерной диете, то теперь они помогают Дэнси стать добрее. «У меня есть уведомления, которые всплывают каждый раз перед тем, как я захожу в магазин. Они напоминают мне поблагодарить кассира. Когда люди замечают это за мной, они спрашивают, почему я такой добрый. Все просто — у меня есть уведомления», — улыбаясь, говорит он.

Монетизация образа

Увлечение Дэнси самоконтролем положительно сказалось не только на его состоянии, но и на карьере — помимо медийности, он получил множество интересных контрактов с образовательными учреждениями и игроками tech-индустрии. В разное время с киборгом сотрудничали Google, Nokia и FitBit, а по работе с Microsoft Дэнси активно летал по миру.

Своим партнерам киборг помогает «создавать данные» и подсказывает, как правильно с ними работать. Иногда его привлекают для лекций, а иногда — для создания новых технологий. «Многие вещи, которые люди видят сегодня в Сети, имеют на себе мой отпечаток. Просто об этом никто не знает», — без лишней скромности уверяет он.

Наиболее забавным Дэнси назвал опыт работы с крупным рестораном в Штатах. Однажды его привлекли для коллаборации заведения с производителем фитнес-трекеров FitBit. Ресторан хотел создать цифровое меню, которое помогало бы людям придерживаться диеты. Тогда Дэнси оказал помощь в создании системы, при которой, открыв меню ресторана с FitBit, люди могли заказать только вписывающиеся в их диету блюда.

Подробностей о работе с IT-гигантами Крис не раскрывает. Он признается, что очень чувствителен к таким вещам и считает подобные разговоры хвастовством. Однако сейчас Дэнси активнее, чем когда-либо, получает фидбэк от людей, которые благодаря его опыту решили присмотреться к своей жизни и начать ее анализировать.

«Думаю, пандемия заставила людей задуматься о том, что для них важно и ценят ли они это. Я начал делать это раньше всех, используя технологии. Теперь же технологии есть у всех, и люди начали меня понимать», — радуется Крис.

Не Большой брат, а Большая мама

Несмотря на общую поучительность этой истории, некоторые вопросы к подходу Дэнси все же возникают. Например, не заняли ли технологии слишком большое место в его жизни и не стали ли принимать многие решения за него? Ведь всю жизнь люди решали, в какой ресторан пойти, основываясь на своих желаниях или жизненном опыте, а не на том, какие показатели шума фиксируют датчики в заведении.

Сам Дэнси таких проблем в своих девайсах не видит. Он уверяет, что прислушивался к гаджетам лишь поначалу, но спустя 12 лет сбора данных ему больше не нужны уведомления, чтобы что-то сделать. Несмотря на это, Крис признает, что технологии сегодня манипулируют многими — например, когда навигатор показывает определенную дорогу и ты отправляешься в путь, не задавая лишних вопросов, или когда заходишь почитать новости и не задумываешься, почему тебе показывают именно их.

Тем не менее Крис отказывается видеть в технологиях Большого брата. Он называет их Большой мамой, которая позволяет лучше понять, что происходит с тобой и вокруг. «Если бы я хотел, чтобы все было просто, я бы просто скачал приложение для медитаций, которое напоминало бы мне о том, что нужно медитировать. Так что есть большая разница между сбором данных и попыткой что-то с ними сделать и компьютером, который решает, что для меня лучше и когда», — поясняет Крис.

Фото: Chris Dancy

Основная проблема технологий в том, что они делают людей эгоистичными, считает Крис. Технологии продают людям как что-то личное, хотя Apple и Google могут сделать многое, чтобы сблизить людей.

«У этих компаний есть масса информации о том, как вы проводите время в интернете. Они делятся ею с вами, говоря: “На прошлой неделе вы провели за компьютером 15 часов”. Вместо этого они могли бы писать: “Ваш муж на этой неделе провел времени за компьютером больше, чем обычно. Может, хотите куда-нибудь с ним сходить?” или “Ваши друзья стали проводить меньше времени в интернете. Может, стоит узнать, что случилось?» 

От капитализма к цифровому коммунизму

Будущее этого мира видится осознанному киборгу не стандартно. На его взгляд, технологиям вроде смартфонов пора потихоньку становиться общественными. В конечном счете из мира одного человека они превратятся в мир его семьи, а затем и целого города, давая людям возможность узнавать, что происходит друг с другом.

«Apple и Google будут вынуждены измениться, когда начнут появляться компании, которым будут интересны сами люди. И не сомневайтесь, им будут платить большие деньги, чтобы данные людей забирали, а затем возвращали в том виде, который позволит им стать здоровее, лучше и социальнее», ― считает Крис.

В то же время киборг ждет глобального переустройства общества. Он выступает за цифровой коммунизм — мир с автоматическим распределением ресурсов в зависимости от поведения человека. В такой парадигме у всех будет доступ к базовым вещам (например, к еде), а все, что находится сверх базы, будет привязано к «высшему благу» — сначала целью станет улучшить ситуацию в вашем городе, затем ― в земном полушарии, а после и во всем мире.

Решающим фактором в таком мире станет проблема изменения климата, считает Дэнси. Если человек находится там, где не хватает водных ресурсов, его действия, начиная от использования электричества для подключения к интернету, будут соотноситься с тем, как это скажется на дефиците воды. Дэнси признает, что это несколько напоминает систему социального рейтинга в Китае, однако убежден, что это заставит людей мыслить шире и задумываться о проблемах, затрагивающих всех вокруг.

«Говорить журналистке из России, что я разделяю идеи цифрового коммунизма, возможно, будет огромной ошибкой, но я поддерживаю их на 100%. Разве мир в его нынешнем виде может решить проблемы с неравенством доходов, едой, изменением климата, здравоохранением? Начав отслеживать людей, мы можем сделать многое, чтобы изменить способы потребления ресурсов. И, помяните мое слово, такой коммунизм наступит в ближайшие пять лет или не наступит никогда», ― убежден Дэнси.

В подобном мире люди будут сконцентрированы друг на друге, считает Крис. Никто не станет радоваться очередному появившемуся миллиардеру, потому что такие вещи, как экономика и капитализм, отойдут на второй план. И, хотя Дэнси без всякой скромности называет себя человеком лучше большинства всех ныне живущих, в будущее, где все превратятся в осознанных киборгов, он не верит.

«В 2011–2012 годах я правда надеялся, что люди поймут, что могут делать с технологиями гораздо больше. Сейчас же я вижу, что половине людей в мире неважно, станет ли им когда-нибудь лучше. Их заботит лишь то, переживут ли они сегодняшний день», ― признает он.