Top.Mail.Ru
архив

«Я в принципе не знаю, что значит работа»

Председатель совета директоров венчурной группы P-Holding Максим Протасов рассказал "Ко", что не любит телефоны, случается, капает людям на мозги и иногда играет роль рояля в кустах

"Рабочий день? Да я в принципе не знаю, что значит работа. Вот мы сейчас с вами работаем? Мне так не кажется. А завтрак с партнером? Наверное, это все-таки завтрак. Я не разделяю работу и отдых: по-моему, есть просто жизнь.

Собственно, оперативное управление лежит на гендиректорах наших компаний. У меня всегда включен коммуникатор. По телефону я практически не разговариваю, очень не люблю это средство связи, предпочитаю личное общение или по электронной почте, по которой идет основной поток контактов, иногда до 400 сообщений в день. У меня правило: я стараюсь в течение суток ответить.

У нас есть система ежедневных отчетов во всех компаниях группы: "фотографию" своего рабочего дня ежедневно сотрудник группы подает своему непосредственному начальнику. Это систематизирует мозги, человек потом может вспомнить, что у него было, какие переговоры, какая логика у него была в отношениях с партнерами. А я - человек любопытный и зачастую, когда какая-то тема мне интересна, когда проект новый, прошу ставить меня в копии отчетов всех сотрудников такого проекта. Это помогает мне войти в материал, понять, чем занимаются люди, почитать их мысли, позадавать им вопросы. И я ставлю вопросы, мучаю их этими вопросами, не через голову начальника, но тем не менее в непосредственном контакте. Кстати, любой в компании может написать мне письмо напрямую, и люди этим пользуются.

Вопросы увольнения - это тоже не ко мне. Могу уволить генерального директора, но не людей под ним - это было бы в корне неверно. Капать на мозги гендиру, занудно обращать его внимание на какого-то, на мой взгляд, неэффективно работающего человека, да, это мне свойственно. Если генеральный директор не принимает решение, а его нужно принять, то это повод для смены генерального директора. То есть, если, на мой взгляд, человек компании вредит, но генеральный директор его не меняет, то это повод сменить генерального директора, но не повод принимать решения через его голову - это демотивирует людей и ломает систему управления.

А вообще мое дело - стратегия. С утра завтракал со знакомым и обсуждал с ним, среди прочего, возможный совместный проект в свиноводстве. Потом - совещание в "Роснедрах". У нас есть геологоразведочная компания, а у государства есть строка в бюджете, как раз по перспективным видам разведки. Частным компаниям не до этого сейчас, а государству-то все равно надо знать потенциал своих недр. Поэтому каждый год строка утверждается, проводится тендер, выбираются исполнители. А на совещании представители потенциальных подрядчиков рассказывали о своих возможностях.

Теперь вот общение с вами. Надо сказать, мы вообще хорошо относимся к журналистам. Была у нас много лет назад история, когда с подачи конкурентов один наш бизнес хотели чиновничьим распоряжением прикрыть. Громкая была история. Мы тогда предложили журналистам документированную свою версию событий. И прочитав публикации в "Ведомостях" и "Коммерсанте", тот чиновник предпочел никаких распоряжений не подписывать. И с тех пор мы журналистов любим. Мы ничего никогда журналистам не платили, любовь за деньги - не любовь.

А после вас буду общаться с инвестбанкирами, которые нас консультируют по нашим соляным сделкам: мы планируем следующее приобретение, расширение спектра и географии производства нами соли.

Еще в программе - горчичное масло. Знаете такое? По содержанию полезных веществ ему нет равных. Судя по архивным документам, в окрестностях одного Царицына было до революции восемь маслогорчичных заводов, сейчас - два во всей стране, и культура потребления горчичного масла практически утеряна. А мы хотим ее возродить.

Ну и вот сегодня приходят ко мне ребята из промушн-агентства представлять план продвижения этого продукта на 2010 год. Хотим добиться того, чтобы люди не думали, что раз масло горчичное, то горчит. К сожалению, такие ассоциации возникают часто и у многих, а это совершенно не так.

Позднее - еще одно совещание, только я его не провожу, и в нем активно не участвую. У меня там роль рояля в кустах. Дело в том, что ключевые наши марки представлены в регионах, но практически не присутствуют в Москве. Мы решили больше не игнорировать московский рынок, но действовать хотим не через независимую, а зависимую, управляемую дистрибьюцию, для чего специально купили одну компанию. Вот ее-то гендиректор и будет проводить еженедельное совещание, а я хочу к топ-менеджерам приобретенной нами фирмы присмотреться.

С 18.00 до 19.30 - моя йога любимая. Любимая, потому что это расширение возможностей человека. Стараюсь дома практиковать ежедневно, вечерами или, скорее, ночами, когда возвращаюсь, а в класс приходить дважды в неделю. И в 20.00 - ужин с иностранным коллегой. Наши компании работают на одном рынке, но не конкурируют, потому что ориентированы на разные сегменты. Интересно пообщаться, сравнить оценки и впечатления от происходящего.

Как расслабляюсь? А я не напрягаюсь".