Яблочный ренессанс

16.06.200300:00

Одна из известнейших мировых технологических компаний предпринимает шаг за шагом с целью улучшить финансовые показатели, укрепить свои позиции на традиционных рынках и выйти на новые.

 

Компания Стива Джобса не избежала печальных последствий Интернет-бума, принесшего немало бед западным технологическим фирмам и инвестиционным фондам. К тому же в период кризиса Интернет-иллюзий Apple хватало и собственных проблем: технология производства процессоров, используемых в компьютерах компании, стремительно устаревала, а наиболее популярная Apple-совместимая графическая программа Quark (названная по имени разработчика) оказалась неработоспособной в среде операционной системы Mac OS Х.

 

Новые и старые союзники

 

Удрученная уменьшением продаж компьютеров Apple в 2001 – 2002 годах, компания Quark затянула разработку графического редактора для новой операционной системы Mac OS X (пришедшей на смену OS 9). Это замедление сильно ударило по компании Джобса. Покупатель лишался стимула модернизировать имеющуюся или приобретать новую технику – все равно от покупки не будет толку.

Однако весной в решении этой проблемы наметились сдвиги. Так, в начале апреля Интернет-ресурс The Register сообщил, что Apple, кажется, удалось убедить несговорчивого производителя программ. Quark избегает официальных заявлений и не называет конкретных дат, однако дает понять, что версия Quark для OS X может быть выпущена в обозримом будущем. Более четко перспектива будет прорисована на июльской конференции Mac World. В аналогичном положении находится и производитель графических программ Adobe. По мнению The Register, ни та ни другая фирма просто не могут позволить себе сузить рынок до границ какой-то одной платформы. Apple, в свою очередь, ожидая позитивного ответа от производителей программ, не теряла времени даром и нашла мощных союзников в лице IBM.

Корпорации IBM, чьи исследовательские бюджеты с приходом в марте прошлого года CEO Сэма Палмизано значительно возросли (в 2003 году исследовательский бюджет IBM превысил $5 млрд), явно не помешает новый рынок сбыта. IBM не связывает себя с Apple эксклюзивными договоренностями, тем не менее Apple, кровно заинтересованная в приобретении новых процессоров, очень интересна IBM в качестве клиента.

Для Apple же достигнутое соглашение – резкий технологический рывок и освобождение от зависимости от Motorola (нынешнего главного производителя процессоров для компьютеров Apple). Именно нежелание Motorola вкладывать деньги в разработку новых микропроцессорных чипов послужило одной из главных причин отставания компьютеров Apple по производительности от машин на платформе Intel и AMD. Архитектура нового процессора, идущего на смену G4 от Motorola, будет 64-битной (т.е. аналогичной Itanium и Opteron от Intel и AMD соответственно).

Таким образом, технологический рывок в союзе с IBM и восстановление отношений с Quark имеют синергетический эффект. Получая мощную аппаратную часть и новую версию популярнейшей программы, потребитель с большой вероятностью займется переоснащением своего рабочего места. Так Apple пытается удержать свои позиции на традиционном рынке.

 

Музыкальная лавка

 

Этими инициативами нынешняя деятельность маркетологов Apple не исчерпывается. Еще одно успешное начинание связано с запуском онлайнового музыкального Интернет-магазина iTunes Music Store. Встроенная в мультимедийный проигрыватель iTunes 4 специальная программа позволяет приобрести любую песню из Интернет-коллекции (насчитывающей 200 000 композиций) за $0,99 или целый альбом за $9,99. С момента запуска системы 29 апреля 2003 года реализовано уже около 3 млн записей. В конце мая темп продаж по сравнению с днем премьеры снизился вдвое, но по-прежнему весьма высок – порядка 100 000 песен в сутки.

В числе ключевых функций iTunes Music Store является предоставление пользователям всех прав на купленные треки. В интервью Business Week вице-президент Apple по маркетингу Филл Шиллер сказал: «Вы получаете все права на все песни. Раньше в подобных ситуациях покупатель мог копировать на диск лишь некоторые композиции. Теперь же Apple получила исчерпывающие права на всю представленную музыку. Это веха».

Одна из особенностей проекта – максимальная интеграция механизма продаж в популярный медиа-проигрыватель. Благодаря такой интеграции пользователи могут слушать, систематизировать и приобретать музыку с помощью одной программы. «Apple продемонстрировала, что витриной проекта является программа-проигрыватель, – говорит CEO MusicMatch Деннис Мадд в интервью Интернет-ресурсу CNET News. – Тот, кто захочет выйти на рынок без нее, проиграет».

Появление iTunes Music Store положительным образом сказалось на динамике продаж другого продукта Apple – плейера iPod. Филл Шиллер утверждает, что после выхода iTunes Music Store спрос на плейер вырос; правда, конкретных цифр Шиллер не называет.

Конечно, прибыль Apple значительно меньше тех $3 млн, что были выручены от продажи 3 млн записей, поскольку Apple платит отчисления артистам и звукозаписывающим компаниям. Тем не менее благодаря iTunes «яблочники», безусловно, имеют значительное конкурентное преимущество перед фирмами, вынужденными начинать аналогичный бизнес с нуля. А соперников у Apple предвидится немало. К примеру, Microsoft, предлагающая альтернативную концепцию музыкального сервиса. Или такой Интернет-гигант, как Amazon.com. Аналитик Jupiter Research Майкл Гатенберг говорит, что «Amazon.com была пионером онлайнового ритейла и наверняка следит за iTunes Music Store и за развитием успешной кампании по его продвижению. А также взвешивает все «за» и «против» выхода на этот рынок».

Другой конкурент – разработчик программного обеспечения Roxio, выкупивший у Universal Music Group и Sony Music Entertainment онлайновую музыкальную службу Pressplay для объединения ее с другим своим музыкальным активом, печально известным Napster. Новый игрок также нацеливается на рынок «цивилизованного» Интернет-ритейла. Как сообщает сайт LoopRumors со ссылкой на «достоверные источники», Apple приступила к переговорам относительно приобретения Roxio. Если это соответствует действительности и сделка состоится, то компания Джобса избавится от мощного конкурирующего брэнда, каким является Napster, и расширит клиентскую базу iTunes Music Store за счет пользователей Windows-систем, создание мультимедийных программ для которых входит в компетенцию Roxio.

 

Это только начало

 

Ситуация на западных технологических рынках по-прежнему нестабильна. Так, креативный сектор (Интернет-реклама и производство графических продуктов) переживает период роста. Компании этого направления все активнее идут на переоснащение. Чего не скажешь о сегменте техники для образовательных учреждений. По данным Business Week, в США (за период c 2000 по 2003 год) доля Apple в этом секторе снизилась с 27% до 14%.

Одни аналитики предполагают, что у компании есть шанс значительно укрепить свои позиции на рынках и что майский рост стоимости ее акций (см. график) должен стать первым этапом этого процесса. Другие говорят, что не считают динамику Apple долгосрочной и ссылаются на результаты II квартала 2002/03 финансового года. Чистая прибыль Apple в этот период упала на 65% – до $14 млн. Финансовый директор Apple Фред Андерсон объясняет снижение прибыли тем, что компания поиздержалась, увеличив расходы на исследования и финансируя открытие розничных магазинов.