Top.Mail.Ru
бизнес

Yadro из реестра удалить нельзя

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

Конкуренты попытались исключить российского производителя систем хранения данных Yadro из реестра Минпромторга. Поставщика техники для ВТБ, Сбербaнка, Ростеха, «Ростелекома» и других крупнейших компаний заподозрили в недостаточной «отечественности». Yadro отвечает: оснований для исключения нет, есть ошибки в датировке экспертиз, а интересанты этой истории держатся за иллюзию гарантированного спроса за счет ограничительных мер. Они обещают властям совершить невероятное технологическое чудо в кратчайшие сроки, а для этого всему рынку надо отказаться от современного оборудования.

30 июня по жалобе Российской ассоциации производителей СХД (РосСХД) Московская торгово-промышленная палата отменила акты, подтверждающие отечественное происхождение систем хранения данных «Татлин», «Татлин-Ю» и «Татлин-М», произведенных Yadro. Хотя ранее, в декабре 2020 года, МТПП, отвечающая за экспертизу «отечественности», претензий к Yadro не имела. Поводом для пересмотра решения стала ошибка в датировке актов, что никак не сказалось на легитимности присутствия продукции Yadro в реестре Минпромторга: новые акты ТПП имеют срок окончания в декабре 2020 года, тогда же были поданы все документы в министерство в соответствии с регламентом.

Игроки рынка считают, что ТПП по традиции демонстративно разделила правду пополам и ответила отзывом акта о проверке, что не имеет ничего общего с актом Минпромторга о включении в реестр. 

По мнению гендиректора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, проблема нашей страны — в быстрой сменяемости правил игры — такой скорости регуляторных правок нет ни в одном государстве. Эксперт подчеркивает, что новые требования, на основании которых системы хранения данных считаются отечественными, вступили в силу 1 января 2021 года. При этом закон обратной силы не имеет, и все, что признано отечественным до даты наступления новых правил, остается отечественным. 

«Продукция Yadro, на мой взгляд, не может быть исключена из реестра, так как на момент подачи заявления все решения полностью соответствовали регуляторным требованиям, — отмечает Денис Кусков. — А сейчас идет нечистоплотная конкурентная борьба за деньги государства прежде всего. Ведет ее, пытаясь манипулировать фактами, ассоциация РосСХД, которая, согласно выписке из ЕГРН, состоит всего из двух компаний: ЗАО «НТ» и ООО «Аэро Диск». 

Как говорит Денис Кусков, такие методы крайне негативно сказываются на развитии отрасли, к примеру, изъятие продуктов Yadro из реестра приведет к срыву сроков внедрения российского оборудования у ряда крупнейших компаний.

Любые задержки в создании и модернизации цифровой инфраструктуры, так же как и переход на оборудование, не соответствующее новейшим требованиям, приводят к потери конкурентоспособности бизнеса на внутреннем и внешнем рынках.  

Импортозамещение вызвало к жизни ряд компаний, рассчитывающих выйти на рынок под флагом «отечественности». Их бизнес-модель — сменить производителей современного технологичного оборудования в роли подрядчика организаций, которые вынуждены будут приобретать не доказавшие своей эффективности продукты, но на отечественных технологиях и процессорах. 

У экспертов вызывает сомнение, что члены РосСХД смогут представить действительно конкурентоспособную СХД на отечественных процессорах. Во-первых, упомянутые компании прежде не были замечены в числе высокотехнологичных игроков рынка. Во-вторых, их малочисленность и слишком короткая история существования не позволили бы накопить необходимые компетенции. Разработка новой СХД у лидеров рынка, обладающих большим опытом и несоизмеримо большими возможностями по привлечению лучших кадров, занимает в среднем 3–4 года.

Наконец, претензии именно к Yadro выглядят странно на фоне того, что в реестре присутствует достаточно много систем хранения данных, которые прошли процесс проверки соответствия по старым правилам абсолютно легитимно. 

В Yadro считают, что, не выдержав конкуренции, члены ассоциации начали массированно забрасывать всевозможные инстанции письмами с обвинениями бизнеса в сговоре, коррупции и подлоге.

Все претензии в письмах адресованы, по сути, к регулятору, который, по мнению членов РосСХД, незаконно включил в реестр продукцию Yadro. В компании, отбиваясь от публичных нападок, заявили, что выполнили все юридические действия по прохождению экспертизы и подаче заявки на включение продукции в реестр в декабре 2020 года строго в соответствии с законом — подтверждающие это документы направлены в адрес профильных СМИ. 

Коллизия с датой произошла из-за нарушения регламента по сроку выдачи акта со стороны Минпромторга. Вместо положенного законом срока из-за технических ошибок в системе электронной подачи ГИСП заявление было рассмотрено только в апреле.

Как подчеркивают в Yadro, все акты соответствия для включения в реестр отечественного оборудования получены по правилам в установленном порядке и в срок, поэтому оснований для аннулирования решения нет.

Российский процессор — один из ключевых признаков «отечественности» оборудования. «Все отлично понимают, какие колоссальные риски закладываются при построении цифровой инфраструктуры на основе техники с импортными процессорами. Пример с Huawei показал, что риски эти отнюдь не теоретические, — напоминает гендиректор компании ИВК Григорий Сизоненко. — Уверен, что это понимают и в компании «КНС-Групп» (производитель СХД Yadro). Не зря же компания разрабатывает линейку микропроцессоров и планирует создавать на нем свои продукты».

Как замечает Григорий Сизоненко, на рынке уже есть примеры отечественных продуктов в области систем хранения данных — СХД AERODISK и «Промобит» на российских процессорах «Эльбрус». Кроме того, в прессе появлялись сообщения производителей СХД Depo и «Булат», которые также создали решения на отечественном процессоре «Эльбрус». Сейчас они готовятся к экспертизе ТПП.

Кейс с Yadro заставляет по-иному взглянуть на сам реестр отечественной радиоэлектроники при Минпромторге, на процедуры включения оборудования в него. Если правила будут прозрачными и долгосрочными, от этого выиграют все — и игроки рынка электроники, и бизнес-клиенты. 

29 июня Минпромторг внес для общественного обсуждения законопроект об изменения правил подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Предлагается ввести балльную систему оценки локализации — она будет учитывать каждый производственный этап по отдельности. Например, применение электронных модулей российского производства должно принести 50 баллов, изготовление печатных плат электронных модулей для СХД — 30 баллов, сборка и монтаж всех элементов электронной компонентной базы на печатную плату электронного модуля — 20 баллов. Будет учитываться, где проводится сборка, монтаж готового изделия, техконтроль. Ежегодно для компаний будет устанавливаться «проходной балл» для включения в реестр. Рынок воспринял инициативу положительно.

Еще по теме