Яхты в нагрузку к Rolls-Royce
Компания «Авилон» Александра Варшавского и Камо Авагумяна, крупнейший дилер по продаже люксовых автомобилей, начала продавать яхты, в основном итальянской верфи Benetti и испанской Astondoa. Первым покупателем яхты Benetti стал сам господин Варшавский, лодка по его заказу была построена в 2017 году. Объемы продаж в компании не раскрывают, это, скорее всего, говорит о том, что их не так уж много. Зато в деле выращивания грибов и овощей «Авилон» стремительно ворвался в лидеры, выяснил журнал «Компания».
Все яхтенные брокеры знают о лодке Варшавского, именно с нее началось сотрудничество «Авилона» с Benetti, но сам хозяин предпочитает не афишировать покупку. Впрочем, любовью к морю предприниматель известен давно. В 2008 году, как писала светский обозреватель Божена Рынска, Варшавский уже покупал яхту у индийского миллиардера Лакшми Миттала. Судя по всему, яхты любит и гендиректор «Авилона» Андрей Павлович. По данным источников «Ко», у Павловича, помимо дома на Лазурном берегу в районе Сен-Максима, имеется также и яхта. Семья миллиардера Самвела Карапетяна, бизнес-партнера Камо Авагумяна и Александра Варшавского, тоже любит путешествовать на яхтах по Средиземному мору. Дочь Карапетяна Татевик, первый вице-президент его ГК «Ташир», выкладывает в «Инстаграме» фото судна в Сардинии, Форте-деи-Марми, Портофино и Сен-Тропе.
«Авилон» и партнеры из генпрокуратуры
Если Варшавский — бизнесмен, то Камо Авагумян — также представитель армянской Генпрокуратуры в России с 2008 года, знает «Новая Газета». Семья Авагумяна имеет общий бизнес с семьей бывшего генпрокурора России Юрия Чайки: они вместе cо старшим сыном Юрия Чайки — Артемом, — бывшей женой заместителя генпрокурора Ольгой Лопатиной владеют люксовым отелем Pomegranate Wellness Spa на греческом полуострове Халкидики, выяснили СМИ. Доля Авагумяна в отеле составляет 21,25 % и равняется пакетам Чайки и Лопатиной. Но владеют ею Авагумян вместе с миллиардером Самвелом Карапетяном, основателем ГК «Ташир». Также Камо Авагумяну принадлежит — элитная недвижимость в Москве — несколько нежилых помещений общей площадью больше 1200 кв. м на 10-м этаже небоскреба «Город Столиц», в Москва-Сити, согласно выписке из ЕГРН, которую мы заказали в Росреестре.
Основной бизнес Варшавского и Авагумяна — автодилер «Авилон». Это самый крупный в России продавец люксовых автомобилей — Bently, Ferrari, Rolls-Royce, Mersedes, BMW и др., всего 29 брендов — с выручкой в 86,9 млрд руб. «Авилон» обеспечивает машинами силовые структуры: ФСО, Росгвардию, армию, МВД и прочие госструктуры. По данным госзакупок, «Авилон» продал им машины на сумму 27 млрд руб. за 9 лет, по данным «Контур.Фокус».
В прошлом году Александр Варшавский предлагал Сергею Петрову продать ему автодилера «Рольф», но Петров отказался, об этом он рассказал журналистам.
Русские полюбили яхты Benetti
Бизнес по продаже яхт «Авилон» ведет через АО «Акита». 100 % АО «Акита» — у кипрской Maxbond Limited. В кипрском реестре написано, что Maxbond Limited связана с автодилерской компанией «Авилон», ее владельцы — Александр Варшавский и Камо Авагумян.
АО «Акита» с 2017 года торгует люксовыми яхтами. Самым большим спросом пользуются яхты итальянской верфи Benetti и испанской Astondoa, сообщили «Ко» в «Авилоне». По уровню комфорта большие моторные яхты Benetti сравнимы с пятизвездочными отелями, в отделке используются редкие породы дерева, хрусталь и мрамор. При этом стоят такие лодки вдвое дешевле судов с верфей Heesen (принадлежит Вагиту Алекперову) и Amels при одинаковой длине. Все дело в том, что сделаны они из углепластика, а не из стали, а кроме того, производство в Италии обходится дешевле, чем в Голландии. Средний бюджет 50-метровой лодки — 25–30 млн долларов. Кстати, именно Benetti построила 59-метровую яхту Annaeva для владельца банка «Русский стандарт» Рустама Тарико, но тот отказался от судна из-за финансовых трудностей, писал Forbes. Содержание таких лодок обходится в среднем в 3–5 % от их стоимости в год.
Лодки Astondoa дешевле Benetti, цена начинается от 500 тыс. долларов.
Клиентов принимают в Москве на Волгоградском проспекте, 41, в салоне по продаже Rolls-Royce. «Пока продаешь Rolls-Royce, можно за беседой все узнать о человеке, в том числе и то, что он любит яхты. Мы дружим со своими клиентами, они часто сами рассказывают о себе, чем они увлекаются. Мы не делаем агрессивной рекламы, нам это не нужно», — говорит представитель «Авилона». В год продается примерно 50 Rolls-Royce. Автомобиль в среднем — 25 млн руб., это дорого, но яхта под стать обойдется еще дороже. Если клиент созреет на лодку, он может отправиться на верфи в Италию и Испанию. Помимо выбора лодки и заключения контракта, «крупный брокер ведет надзор за строительством. Это постоянная борьба с заводом на предмет того, как должна выглядеть лодка», — поясняет Игорь Черентаев, менеджер по продажам Azimut Yachts Russia.
В основном покупатели яхты берут для себя, а не для сдачи в аренду. Суда имеют порты приписки главным образом в Средиземном море — в Италии, Черногории, Хорватии, Франции и в других странах, там, где они живут или гостят. Здесь есть развитая яхтенная инфраструктура. В Крыму яхты не швартуются: владельцы опасаются санкций. А в Сочи — береговая линия ровная, и негде укрыться от ветра и непогоды. Кроме того, чтобы в Сочи выйти на яхте, нужны разрешения ФСБ, ФСО и береговой охраны — цена близости к Бочарову Ручью, где находится резиденция президента РФ Владимира Путина.
В этом году из-за коронавируса продажи компании упали на 30–40 %. Количество проданных яхт АО «Акита» не раскрывает. В прошлом году при выручке в 1,9 млрд руб. убыток компании составил 13 млн руб. Впрочем, «Акита» отражает не весь яхтенный бизнес «Авилона», а только те сделки, которые совершаются в России. Большинство продаж идет в зарубежных юрисдикциях, где меньше налоги.
Автодилер въехал в теплицы
АО «Акита» также принадлежит ТД «Мое лето». В 2019 году «Мое лето» возглавлял Егия Асатрян, сын Артура Асатряна, которого итальянские власти в 2013 году объявили в международный розыск по подозрению в убийстве вора в законе Аслана Усояна (Деда Хасана), по данным российских и армянских СМИ. Артур Асатрян до 2015 года владел в Москве сетью киосков через компанию «Данвэста», но с конца 2015 года «Данвэст» (выручка — 2 млн руб.) перешла Егии (данные ЕГРЮЛ).
Егия Асатрян в 2016 году стал владельцем 10 % в ООО «Агроферма», ООО «Агро-инвест» (выручка — 4,6 млрд руб.) и ООО «Агрогриб» (выручка — 855 млн руб.). Все эти компании управляются ТД «Мое лето». ООО «Агроферма» — молочный завод — с 2017 года перешло в собственность ООО «Донское поле» (данные ЕГРЮЛ).
ООО «Агро-инвест» — резидент особой экономической зоны «Калуга» в г. Людиново Калужской области. В 2019 году площадь теплиц «Агро-инвеста» для выращивания овощей выросла до 105 га. В 2020 году здесь будут производить до 80 тыс. тонн в год, по данным самой компании. Глава Национального плодоовощного союза Михаил Глушков говорит, что у «компании "Мое лето" современный комплекс с высокой урожайностью. У нас есть тепличные комплексы побольше, но там урожайность ниже. Например, "Южный" (144 га), "Экокультура" (больше 230 га), ГК "Рост" (около 100 га). Многие непрофильные инвесторы стали заниматься тепличным овощеводством с 2015 года, потому что государство выдавало льготные кредиты со ставкой в среднем 3,3 % годовых и компенсировали 20 % затрат на строительство теплиц при вводе в эксплуатацию. Правда, государство в 2018 году отменило эти меры поддержки, и темпы строительства значительно снизились». Но «Агро-Инвест» еще в 2015 году получила 1 млрд руб. от государства на строительство теплиц.
«Агрогриб» — уже в тройке крупнейших предприятий по выращиванию свежих шампиньонов в России. Оно расположено на 38 га в ОЭЗ «Узловая» в Тульской области и рассчитано на выращивание 12 тыс. тонн шампиньонов в год. В 2019 году здесь произвели 8 тыс. тонн, или каждый 10-й шампиньон в России.
Овощи и шампиньоны «Мое лето» продаются во всех федеральных сетях. А для «Ашана» компания стала эксклюзивным поставщиком шампиньонов, как следует из ее сообщения. «Ашан, скорее всего, зафиксировал выгодную цену на год, а производитель получил гарантированный сбыт. Может, сделка и не суперрентабельная, но гарантированная», — комментирует Михаил Глушков.
У Егии Асатряна в Калуге, на Марата 7а, также зарегистрирована фирма «Марс», которая занимается строительством в этом городе. Этот же адрес указала фирма «Акмаркет», созданная в прошлом году, для торговли свежими овощами и фруктами. «Акмаркет» — «дочка» ООО «Роктон», 60 % которой у «Ташир Фонда» Самвела Карапетяна, а 40 % — у АО «Акита», по данным ЕГРЮЛ. «Роктон» — это оптово-розничный торговый комплекс на 51-м км МКАД, д. 2, площадью в 40,9 тыс. кв. м, как следует из базы арбитражного суда. «Ташир» не ответил на вопросы «Ко».
Телефоны Егия Асатряна были заблокированы, связаться с Александром Варшавским и Камо Авагумяном не удалось. Андрей Павлович получил сообщение «Ко» в WhatsApp, но не ответил на него.