Якорь для Moody’s
Российские долги опять осложняют жизнь паруснику «Седов». На сей раз в роли злоумышленника, который пытается арестовать барк, выступает не швейцарский бизнесмен Нессим Гаон, владелец судящейся уже десять лет с российским правительством компании Noga, а Французская ассоциация держателей российских царских облигаций (L’Association Francaise des Porteurs d’Emprunts Russes – AFPER).
Руководители AFPER утверждают, что $400 млн, которые Россия выплатила Франции по условиям межправительственного соглашения, подписанного в 1996 году, вовсе не достаточно для удовлетворения всех претензий. Свои требования AFPER, объединяющая около 13 000 владельцев облигаций, оценивает в $2,43 млрд.
В России к подобным утверждениям относятся более чем скептически, полагая, что «отныне проблема погашения долгов по царским облигациям, выпущенным Российской империей, является исключительно внутренним делом Франции». Тем не менее судебная активность AFPER (со своими исками ассоциация дошла даже до Европейского суда) не позволяет говорить о ней как о полумаргинальном сборище обманутых вкладчиков. Во всяком случае, AFPER весьма грамотно выбирает время для того, чтобы напомнить о себе.
И дело не столько в том, что многострадальный «Седов» вновь пришвартовался в Марселе. Совсем недавно международное рейтинговое агентство Moody’s объявило о скором повышении кредитного рейтинга России. Причем, по словам вице-президента агентства Джонатана Шиффера, рейтинг может быть повышен сразу на два пункта. Не прошло и недели с момента анонса Шиффера, как AFPER подала иск в высший суд Марселя.
Для Moody’s это не может не послужить неприятным сигналом, поскольку в июне 2001 года это рейтинговое агентство уже столкнулось с AFPER. Тогда французские держатели «царских облигаций» подали в Парижский суд первой инстанции иск на французские подразделения Moody’s и Standard&Poor’s, обвинив аналитиков в том, что они, присвоив России кредитный рейтинг, позволили ей выпускать новые облигации, не погасив старые долги.
Поэтому нынешний демарш AFPER не может не расцениваться как предупреждение Moody’s. Тем более что в своем недовольстве повышением российского рейтинга французские держатели «царских облигаций» не одиноки. Emerging Markets Creditors Association (EMCA), например, просит Moody’s не изменять российский рейтинг до окончательного решения вопроса об урегулировании коммерческой задолженности СССР, оценивающейся в $6,1 млрд.
В связи с этим нельзя исключать, что активность AFPER также срежиссирована финансовыми институтами, недовольными российской долговой политикой. Причем камнем преткновения являются не столько «царские», сколько советские долги.
Показательно, что Минфин выбрал агента по обмену коммерческой задолженности бывшего СССР не в апреле, как предполагалось ранее, а лишь в конце сентября. С поправкой на традиционную российскую нерасторопность можно предположить, что на Минфин оказывалось определенное давление со стороны потенциальных претендентов и их российских бизнес-партнеров. (Скупка долгов на вторичном рынке – очень доходный бизнес, особенно если есть доступ к инсайдерской информации.) И, видимо, далеко не всех устроило, что выбор пал на Citbank.
Это могло понравиться американцам, но едва ли европейцам, которые кредитовали СССР гораздо более активно, чем американские корпорации. И если немецкие и итальянские банки в силу вполне определенных причин не считают уместным оказывать давление на Россию, то французские финансисты, которым не посчастливилось говорить на одном языке с Владимиром Путиным или ежемесячно провожать своего премьера в Москву, напротив, избавлены от каких-либо моральных обязательств. Поэтому можно чаще напоминать России о ее собственных обязательствах. А при случае – играть на понижение.