Ян, go home

Рустам Тарико, председатель совета директоров холдинга «Руст», уволил датчанина Яна Анкерсена с поста гендиректора холдинга. Еще один харизматичный отечественный бизнесмен не ужился с высококвалифицированным иностранным менеджером.

 

Ян Анкерсен возглавил «Руст» в сентябре прошлого года. Между ним и фактическим хозяином холдинга Рустамом Тарико была заключена договоренность о шестимесячном «испытательном сроке». Анкерсен пришел в «Руст» с поста директора российского представительства компании Dandy, производящей одноименную жвачку, а также Dirol и Stimorol.

Обычно при найме менеджеров такого уровня об испытательном сроке в традиционном понимании речи не идет. Тем более при целенаправленном переманивании из другой фирмы. Так что «испытательный срок» в данном случае, скорее всего, был двусторонним – и Тарико, и Анкерсен присматривались друг к другу. Кто из них полгода спустя стал инициатором разрыва, доподлинно неизвестно. Но говорят, что расставание было не слишком теплым.

Согласно договоренности, заключенной полгода назад, в случае положительных результатов работы датчанина Тарико должен был увеличить его компенсационный пакет – зарплату и бонусы. Но случилось иначе. «Разговор был приблизительно следующий, – рассказывает Георгий Абдушелишвили, партнер хэд-хантингового агентства Ward Howell, который и переманил Анкерсена в «Руст». – Рустам сказал, что хочет сотрудничать с Яном, но не готов увеличить его компенсационный пакет и предложил более низкую должность руководителя одного из подразделений холдинга (речь шла о компании Roust Inс., занимающейся дистрибуцией алкоголя. – «Ко»), Ян не согласился с новыми условиями».

Пока неизвестно, кто станет новым гендиректором холдинга. Скорее всего, Рустам Тарико ликвидирует эту должность или оставит ее за собой. «По-человечески обидно за этот случай, – говорит Георгий Абдушелишвили. – Ян и Рустам известны как умные и грамотные бизнесмены».

Г-н Тарико отказался как-либо комментировать ситуацию, поэтому вопрос о причинах расставания гендиректора со своим креслом остается открытым. Существует несколько версий. Но, прежде чем приступить к их изложению, расскажем, как Анкерсен оказался в «Русте».

 

«Рустский» размер

В холдинг «Руст» входят несколько различных компаний: банк «Русский стандарт», Интернет-операторы Roust Direct Sales и «Быстроном», алкогольная фирма «Русский стандарт» и дистрибуторская Roust.

В 1998 году Рустам Тарико понял, что пришло время менять структуру управления. Бизнес расширялся, и пришла пора разделить между разными людьми оперативные и стратегические функции.

Решение об отказе от личного оперативного управления своим бизнесом давалось Тарико нелегко. «Вначале я думал, что мне надо найти исполнительного директора, который возьмет на себя только часть оперативных функций, – говорил Рустам Тарико в интервью нашему журналу осенью 2000 года. – Затем я искал гендиректора, но только для Roust, а все остальные подразделения хотел оставить себе. И только потом понял, что должен полностью выйти из оперативного управления. Любая форма, где я оставлял себе хоть какую-то часть оперативного управления, не работала».

Ян Анкерсен, с которым Тарико познакомила компания Ward Howell, сначала показался руководителю «Руста» подходящим человеком. На посту гендиректора Dandy в России ему удалось увеличить долю Stimorol в общем объеме продаж жвачки в стране с 38% до 50%. Российские обороты Dandy, кстати, выше, чем у «Руста».

Почему Тарико и Анкерсен не ужились? В профессиональных кругах обсуждаются разные версии.

 

Царь горы

По одной из версий, хозяин «Руста» и управляющий компании не смогли поделить сферы деятельности. «Возможно, Анкерсен требовал делегирования не только ответственности, но и полномочий, – иронизирует Герман Климовский, вице-президент по маркетингу «Русской винно-водочной компании».

Известно множество примеров, когда даже российские топ-менеджеры с опытом работы в иностранных компаниях, будучи приглашенными в российский бизнес, не могли найти общий язык с владельцами этого бизнеса. Так в свое время из «Вымпелкома» ушел Станислав Шекшня, пришедший в сотовую компанию из московского представительства Otis.

Похожая история случилась в компании – дистрибуторе печатной продукции «Логос-М», из которой с поста гендиректора ушел Константин Сахаров, работавший до этого в российском представительстве издательского дома Gruner + Jahr. Что же говорить об иностранцах, «избалованных» прозрачностью управления западных компаний?!

«Корпоративности, которая была декларирована Тарико осенью прошлого года, на деле в «Русте» не было, – считает один из дистрибуторов алкоголя, просивший не называть его имени. – Конфликт между Тарико и Анкерсеном был неизбежен, поскольку в «Русте» не выстроена система делегирования полномочий. Возможно, Тарико так и не смог до конца расстаться с соблазном лично руководить компанией».

Тем не менее это предположение больше похоже на повод для конфликта, чем на его причину. В конце концов раздел полномочий – всегда решаемая проблема для двух неглупых людей. Если только за ней не стоят более серьезные противоречия.

 

Не ходите, девки, замуж

Причина увольнения Анкерсена может лежать и в области управленческой психологии. Этой версии придерживаются хэд-хантинговые агентства.

«Собственнику, который в течение восьми лет руками и сердцем строил свое предприятие, трудно передать управление наемному менеджеру, – считает Георгий Абдушелишвили из Ward Howell. – Бизнесмена постоянно преследует ощущение, что только он знает, как лучше всего руководить бизнесом».

С Георгием Абдушелишвили согласен Григорий Окунь – глава российского представительства консалтинговой компании Antal International. «Рустам создал свою компанию с нуля, – говорит Окунь. – Его проблемы похожи на проблемы отца, который выдает взрослую дочь замуж. Так выглядела передача управления внешнему генеральному менеджеру Яну Анкерсону. Наблюдать, как твоей компанией руководит приглашенный менеджер, – это все равно что жить в одной квартире с молодоженами. И здесь не так важно, был Ян русским или иностранцем».

По мнению Германа Климовского, одной из причин конфликта были разные взгляды на способ ведения бизнеса. «Возможно, Анкерсен пытался построить цивилизованные механизмы бизнеса, – говорит Климовский. – А Тарико вел дела политическими методами. В частности, он предоставлял дилерам скидки за то, что они отказывались от продукции конкурентов». Впрочем, в таком случае нелогично выглядит последнее предложение Тарико Анкерсену – возглавить именно дистрибуторскую компанию.

В целом психологическая версия красива. Только вряд ли несовместимость сама по себе могла подвигнуть бизнесмена такого уровня, как Тарико, к решению уволить своего лучшего специалиста. Скорее всего, здесь не обошлось без причин более делового характера.

 

Не справился с управлением

«Не берусь судить о причинах, но каждый сталкивающийся с серьезной конкуренцией брэнд из портфеля Roust хоть немного, но сдал свои позиции за последние полгода, – утверждает Андрей Осипов, гендиректор компании Master Distributors, продающей в России виски Chivas Regal, коньяк Martell, водку Absolut, текилу Olmeca. – Их брэнд Johnnie Walker растет, но рынок в целом растет еще быстрее. Весьма серьезна конкуренция и на рынке игристых вин, вермутов и коньяков класса премиум. Единственное, чем Roust может гордиться, это успехами водки «Русский стандарт». Методы маркетинговой поддержки брэндов, за исключением того же «Русского стандарта», у Roust также не эволюционируют в отличие от других дистрибуторов».

Осипову возражает Герман Климовский. По его словам, в том, что «Руст» сдал позиции на рынке алкоголя, Андерсен не виноват: этот процесс начался до него.

Георгий Абдушелишвили из Ward Howell предлагает взглянуть на вопрос исторически: «Когда Рустам нанимал Яна на должность гендиректора управляющей компании, он считал необходимым укрепить центр – холдинг, который должен управлять другими бизнесами. Со временем Рустам понял, что нет смысла растить управляющую компанию и наполнять ее высокооплачиваемыми людьми, а скорее нужно укрепить «фланги». Хотя Тарико брал Анкерсена на должность гендиректора холдинга, со временем он стал предлагать Яну пустующие участки работы – в частности, Roust».

Однако руководство холдингом и руководство только одним его подразделением – разные вещи. Не исключено, что Анкерсен просто не справился с бизнесом «Руста». «Ян предполагал, что его опыта хватит на то, чтобы превратиться в полноценного гендиректора и замкнуть на себя все управленческие решения, – говорит Георгий Абдушелишвили из Ward Howell. – Это получилось только на 80%. Реальный бизнес оказался чуть сложнее, чем просто построение правильной организационной структуры. Помимо стандартных управленческих ситуаций есть внештатные. Могла сыграть свою роль и проблема лояльности старых сотрудников, которые привыкли подчиняться только Рустаму».

Версию о противостоянии бывшего гендиректора и старой команды поддерживает и Климовский: «Возможно, произошла нестыковка Анкерсена со старой командой, которая его ушла»».

Как бы то ни было, прежде вакантное место гендиректора Roust на прошлой неделе занял Владимир Дударев. Раньше он работал директором двух дивизионов в российском представительстве PepsiCo.