Top.Mail.Ru
архив

Янки остаются дома

Компания Albertson's с оборотом $37,4 млрд в 2000 году – вторая по величине после Kroger Co розничная сеть в США. Успех компании, довольствующейся рынком одной страны – наглядный пример того, как национальная сеть может успешно конкурировать с мультинациональными гигантами.

 

Принято считать, что давно сформированные розничные продовольственные рынки бесповоротно делят между собой несколько крупнейших корпораций. В случае с США это неверно. На долю десяти крупнейших ритейлеров страны приходится около 39% оборота, тогда как в европейских странах (Франции, Германии и Великобритании) «десятке лучших» действительно принадлежит от 70% до 80% розничного продовольственного рынка.

Неудивительно, что на американском рынке, потенциал роста которого практически исчерпан, стратегия поглощения одних игроков другими часто оказывается намного предпочтительнее дорогостоящих заграничных экспансий.

Интенсивный процесс купли-продажи начался относительно недавно, так что компании могут позволить себе эксплуатировать подобную схему развития еще как минимум лет пять. Неплохим доказательством эффективности исключительно «локальной агрессии» можно считать опыт сети продовольственно-аптечных супермаркетов Albertson's. Благодаря серии сделок в течение нескольких лет компания смогла стать второй по величине национальной розничной сетью с оборотом $37,4 млрд и 7-процентной долей продовольственного рынка. Менять однажды найденный «стиль игры» в Albertson's не собираются.

 

Бакалейный рай

История Albertson's началась в 1939 году, когда Джо Альбертсон, бывший сотрудник компании Safeway, владеющей сетью продуктовых магазинов, решил наладить собственный бизнес. Торжественное открытие первого бакалейного магазина Джо состоялось 21 июля 1939 года в городе Бойсе, штат Айдахо.

Местные газеты назвали тогда торговое предприятие Альбертсона «самым большим и лучшим продовольственным магазином в Айдахо», клиенты которого непременно оценят удобный график работы, бесплатную стоянку, большой выбор и низкие цены.

Первенец Альбертсона действительно сильно отличался от привычных для горожан бакалейных лавочек. По своим размерам магазин в несколько раз превосходил торговые точки конкурентов.

За 75 центов клиенты Albertson's могли купить три фунта помидоров, фунт кофе и фунт ростбифа. У Альбертсона было собственное мнение насчет того, чем должен торговать бакалейный магазин. Здесь же на радость клиентам всего за 5 центов продавалось мороженое собственного приготовления «Большой Джо», свежий попкорн, жареные орешки, пончики из автомата и свежая пресса. При магазине работала мини-пекарня.

Бизнес Альбертсона процветал: уже к концу 1939 года оборот магазина составил более $170 тыс., а чистая прибыль – почти $10 тыс.

По мнению Альбертсона, торговец, который намеревается достичь успеха, должен руководствоваться простой формулой: «Дать потребителю те товары, которые им нужны, по тем ценам, которые их устраивают, и добавить к этому заботливое отношение». В случае с Альбертсоном формула и впрямь действовала безотказно. К концу войны Albertson's Corporation управляла уже шестью супермаркетами, их оборот приближался к $3 млн.

Компания обзавелась собственной птицефермой и производственной линией по переработке своей продукции. А в 1949 году был построен завод по производству мороженого под маркой Dutch Girl (под той же маркой продавалась и собственная выпечка).

В 1951 году компания открыла свой самый большой магазин – первый супермаркет, где под одной крышей были объединены фармацевтические и продовольственные товары. Конкуренты решились последовать примеру Albertson's не сразу: первый аналогичный магазин Kroger открылся только в 1961 году.

К середине 1950-х магазины Albertson's работали уже в четырех штатах: Айдахо, Орегоне, Юте и Вашингтоне. В компании появились отделы недвижимости и строительства, рекламы и связей с общественностью, центр обучения персонала.

В 1959 году акции компании Albertson's появились на Нью-Йоркской фондовой бирже. К тому времени компании принадлежали 62 супермаркета, пять аптек и универсальный магазин, а оборот сети составлял почти $70 млн.

В 1963 году Albertson's открыла в Сиэтле свой сотый по счету магазин, а менеджеры компании пришли к выводу, что расширять бизнес можно куда энергичней. В следующем году Albertson's покупает сеть из 14 магазинов, расположенных в Лос-Анджелесе.

К концу 1960-х в списке крупнейших торговых компаний страны Albertson's (200 магазинов в девяти штатах, оборот – $420 млн) оказывается на 38-м месте.

 

Эпоха слияний

Объединение под одной крышей продуктового магазина и аптеки оказалось настолько выгодным предприятием, что в 1969 году Albertson's заключила союз с компанией Skaggs Inc, занимавшейся торговлей лекарственными препаратами и владевшей сетью аптек. Совместными усилиями партнеры занялись формированием собственной системы дистрибуции. В 1972 году была приобретена оптовая компания и построены распределительные центры в Калифорнии и Юте.

Все это время компания не забывала заботиться о потребителях. В 1972 году в магазинах Albertson's была внедрена программа True Value – на продуктах появились этикетки с указанием стоимости и срока годности.

В конце 1970-х (к тому времени продажи компании перевалили за $1 млрд) Albertson's решилась частично изменить стратегию развития. Приоритетом для компании стало строительство больших магазинов, расположенных в пригородах. В соответствии с увеличением торговых площадей вырос и ассортимент, который теперь полностью отвечал концепции one-stop shopping (все покупки в одном месте). В каждом супермаркете к уже традиционным для Albertson's товарам добавились специализированные отделы по торговле деликатесами, мясными продуктами, рыбой и салатами.

Для ускорения расчетов была внедрена система электронного сканирования ценников. Компьютеры, установленные в аптеках, позволили значительно упростить процесс выполнения заказов.

Рост количества магазинов – сеть расширялась и за счет дружественных поглощений – требовал строительства новых дистрибуторских центров. В 1982 году был построен склад в Денвере, в 1988 – полностью автоматизированный распределительный центр в Портленде.

Тем не менее по темпам развития бизнеса Albertson's начинала все больше проигрывать конкурентам – Kroger, American Stores и Safeway. В сравнении с более агрессивно действующими компаниями одно только буквальное следование заветам основателя компании оказывалось явно недостаточным. Слабо помогали и новые потребительские программы – финансовые показатели Albertson's росли крайне медленно. За пять лет, с 1993 по 1997 год, продажи выросли всего на $3,6 млрд до $13,8 млрд. Ситуация стала меняться к концу 1990-х, когда Albertson's начала масштабную кампанию по скупке продуктовых и аптечных магазинов. За короткий период компания приобрела сети Seessel's, Smitty's, Super One Foods, Buttrey Food and Drug, Bruno's.

Настоящим апофеозом приобретений стала сделка по покупке сети супермаркетов и аптек (более полутора тысяч магазинов) American Stores в конце 1998 года. По мнению аналитиков, на этот беспрецедентный шаг (сделка обошлась Albertson's в $12 млрд) компания решилась «благодаря» реальной перспективе стать частью сети Wal-Mart. Как бы то ни было, Albertson's осталась в выигрыше. Получив в управление принадлежавшие American Stores супермаркеты и аптеки, компания заняла лидирующие позиции на рынках Филадельфии, Чикаго и Лас-Вегаса и стала второй по величине национальной розничной сетью в США, уступая только Kroger. Портфель брэндов компании пополнился марками Jewel Osco, Acme Markets, Save-on, Lucky, Osco Drug Stores, оборот увеличился с $14,7 млрд в 1998 году до $35,9 млрд в 1999 году.

 

Обратно в Америку

Следующий год, судя по всему, окажется для компании нелегким. Руководство Albertson's во главе с новым СЕО Ларри Джонстоном, занявшим этот пост в апреле нынешнего года, намерено вплотную заняться сокращением эксплуатационных расходов и повышением эффективности бизнеса. В частности, планируется упразднить четыре из шести региональных офисов компании и значительно сократить число административных служащих.

Кроме того, в соответствии с новым планом компания уже начала закрывать свои магазины на переоборудование. Модернизация первой группы из 165 супермаркетов, которые ежегодно приносили Albertson's $ 1,4 млрд, обойдется компании в $585 млн.

В течение пяти лет перестройке будут подвергнуты в общей сложности 730 магазинов. За тот же период, как заявил сразу же после своего назначения новый СЕО, должно быть построено около 1800 новых предприятий Albertson's. Стоит ли говорить, что все они, как и прежде, откроются исключительно в США. 

Еще по теме