Top.Mail.Ru
архив

Ярмарка обмана

Не прошло и месяца после истории с Citigroup, потерявшей конфиденциальную информацию о своих 3,9 млн клиентов, как мировой банковский рынок потряс новый скандал. На прошлой неделе стало известно о взломе системы безопасности процессинговой компании CardSystems Solutions Inc., в результате которого были похищены данные о почти 40 млн держателях пластиковых карт Visa и MasterCard.

Российские клиенты напрямую от мошенников не пострадали, поскольку подавляющее большинство «скомпрометированных» карт было выпущено в США. «Последствия инцидента окажут самое минимальное влияние на Россию», – считает замгендиректора российского представительства Visa Оливер Хьюз.

С ним согласны и опрошенные «Ко» российские банкиры, которые полагают, что на рост популярности банковских карточек среди населения это событие не повлияет. «В России был только один крупный скандал. В 2000 году произошла утечка информации по почти 300 клиентам из процессингового центра «Юнион Кард». С тех пор никаких претензий к нашему бизнесу не было», – вспоминают банкиры.

Тем не менее, по экспертным оценкам, объем нелегальных операций по пластиковым картам в России уже превысил европейский показатель. В прошлом году потери составили 0,1% от оборота рынка (в европейских странах – 0,07%). Всего же, по данным ЦБ, в прошлом году россияне потратили с помощью «пластика» свыше 1,8 трлн руб. (объем эмиссии карт составил 34 млн штук, что в полтора раза выше показателя 2003 года).

Рост мошенничества российские финансисты связывают с низкой пользовательской культурой своих клиентов. Владельцы карточек пренебрегают элементарными правилами безопасности. Так, в частности, клиенты нередко держат в портмоне «пластик» вместе с ПИН-кодом, хотя это строго запрещено. Кроме того, попадаются на уловки Интернет-мошенников и оставляют в глобальной сети конфиденциальные данные по своим картам и т.д. К тому же россияне очень редко пользуются такими услугами, как Sms-банкинг и Интернет-банкинг, с помощью которых можно отслеживать все операции по счету в режиме он-лайн.

Впрочем, неграмотностью держателей карточек пользуются не только мошенники, но и сами банкиры. Дело в том, что по требованиям платежных систем, если клиент стал жертвой мошенников, банк обязан немедленно провести операцию charge-back – вернуть на счет украденную сумму. И лишь после этого выяснять причины случившегося, проводя внутреннее расследование. Тем не менее, как заявил на правах анонимности руководитель «карточного» направления одного из крупнейших российских банков, зачастую это требование нарушается. «Сначала мы все же проверяем клиента и устанавливаем, имел ли место факт мошенничества. Претензий со стороны клиентов, как правило, не поступает, поскольку те просто не знают своих прав», – заявили «Ко».

Еще по теме