Язва президента
Всем известно, что у президента язва. Это не просто заболевание из-за нарушения обмена веществ или на почве известных человеческих слабостей. Язва возникла от нервов. Посмотрим, что же президент делает со своей болезнью.
По мнению врачей, причиной обострения послужило то, что президент полетел в Иорданию проводить в последний путь короля Хусейна, а заодно публично отшлепать своего премьера Примакова.
Следующий рецидив язвы случился, когда президент вдруг вызвал Примакова в Кремль. Визит закончился странной пресс-конференцией, где они заявили, что не будут есть друг друга до 2000 года, после чего разъехались. Один в ЦКБ - залечивать свою язву, другой - в Сочи. При этом врачи тут же заявили, что язва неоперабельна и вопрос о том, чтобы ее вырезать, не стоит. Из чего можно сделать вывод: язву Бориса Николаевича Ельцина зовут Евгений Максимович Примаков.
Как известно, Борис Николаевич в серьезных вопросах, особенно когда решение врачей ему не очень нравится, старается опираться на западный опыт и западных профессионалов. В роли хирурга Дебейки выступил Мишель Камдессю. Он заявил, что, скорее всего, это правительство ничего от фонда не получит, пока оно предлагает то, что оно предлагает. Таким образом, нашелся единственный хирург, который сказал, что язву надо резать. Соответственно встал вопрос об операции. В принципе эта язва несовместима с жизнью. Стоят ли полгода мучений того, чтобы просто продлить агонию?
О чем идет речь? Понятно, что политика нынешнего правительства совершенно недостойна того, чтобы ему давали кредиты на продолжение реформ. Никаких реформ проводить оно не может и не будет. Единственное его достижение состоит в том, что оно огромным усилием воли старается соблюдать ничем идеологически не подкрепленную и противоестественную жесткость в денежной политике. Поскольку эта жесткость опирается только на самое себя, то она гораздо больше, чем даже в лучшие годы Чубайса.
Это делается не просто так. Главная задача - отвести кандидатуру хирурга Камдессю. Иначе он появится со своим скальпелем и оприходует несчастное левое правительство. То есть он - это занесенный скальпель. А язва хочет жить. Она согласна даже не кровоточить и купироваться подручными средствами. Единственный вопрос: получится ли?
Россия, независимо от того, кто и как проводил реформы, несмотря на все свои правительства и их отношения с МВФ, не заслужила, чтобы ее за это зарезали. Не говоря уже о том, что МВФ может пострадать больше, чем Россия. Но вопрос в том, захочет ли хирург Камдессю и стоящий за ним консилиум в лице западного сообщества таким образом спасти язву? И можно ли каким-то образом прооперировать язву, не зарезав при этом Россию?
Оставим за кадром сопротивление требованиям МВФ. Важно только, что суть требований фонда абсолютно объективна. Правительство не предлагает антикризисных мер, нет никаких оснований считать программу правительства настоящей программой и доверять ей. И я совсем не понимаю, зачем МВФ вообще предъявляет какие-то претензии этому правительству. Возможно, просто чиновничий стереотип. Надо из вежливости хоть что-то сформулировать.
Мы выходим на финишную прямую перед президентскими выборами. Человека, который взял старт на этой стадии, то есть на последнем этапе эстафеты, уже нельзя с нее снять. Не получится, он уже заявлен и бежит с палочкой. Главный вопрос: какой у нас будет следующий премьер, в доход он пойдет или в расход?
Лучшим расходным премьером должен был быть, конечно, Юрий Маслюков. Он гораздо более слабый, глупый, необразованный и является официально зарегистрированным коммунистом. При этом, по сравнению с Примаковым он гораздо более озабочен проблемами экономики и менее вреден для нее, чем нынешний премьер. Маслюков быстрее бы публично обмишурился, нанеся при этом гораздо меньший реальный вред экономике. Другой вопрос в том, есть ли у нас время для продолжения экспериментов уже с новым автором? Боюсь, что нет. Потом это будет настолько откровенной подставой, что ее смогут распознать даже коммунисты.
При Маслюкове можно было бы пойти даже на частичный внешний дефолт. Санирующей функцией этого правительства могло бы стать избавление от советских долгов. При Маслюкове Запад мог действительно поверить, что такое правительство может и не заплатить.
Вариант доходного премьера - самый сложный. Я не думаю, что в каком-нибудь списке уже есть человек, который может стать первой политической фигурой и использовать функции премьера, чтобы привести партию власти к победе на выборах.
Хотя феномен Примакова доказал, что более или менее годный человек с психофизиологической и культурной точки зрения, попав на позицию премьера, может очень быстро стать политической фигурой первого ряда.
Я думаю, что Россия богата людьми. Однако сейчас необходимо сильное неординарное решение. Конечно, можно по-прежнему назначать подряд всех наиболее опасных для России политических лидеров премьерами, после чего их с треском выгонять, кончать их политическую карьеру и таким образом наконец избавиться от всех политических противников. К сожалению, это невозможно по двум причинам: нет времени, да к тому же страна больше не выдержит.