Top.Mail.Ru
архив

Язык мужчин и женщин

Когда-нибудь я отойду от политики и займусь изучением различий между мужчиной и женщиной. Это вечная тема, вызывающая неослабевающий интерес и породившая за 11 000 лет истории человечества целый спектр мнений, несмотря на очевидную разницу в анатомическом строении тела, которая сразу бросается в глаза.

Последние изыскания ученых просто поражают воображение. Представьте себе, они изобрели прибор, который позволяет не более и не менее, как установить, кто является автором текста (книги, письма, газетной статьи и т.д.): мужчина или женщина. Естественно, не обращая внимания на подпись автора.

Кто-нибудь скажет: что это за изобретение? Так, пустяки. А, на мой взгляд, если все подтвердится, это - настоящее открытие. Ведь оно подтверждает догадки, что разрыв между мужчиной и женщиной гораздо более глубок, чем банальные различия в анатомии, которые на протяжении всей нашей жизни дарят нам радость и страдание. Я имею в виду, что новое открытие еще раз подтверждает, что у разных полов – разная психология, образ мышления, подсознание. Вплоть до того, что мужчина и женщина говорят на «разных языках». Именно так, утверждает профессор Моше Коппель из израильского Университета в Бар-Илане. С группой сотрудников он уже давно занимается этой проблемой. Сегодня им удалось разработать алгоритм, позволяющий анализировать анонимные тексты и устанавливать пол их авторов.

По правде говоря, достичь стопроцентного результата пока не удается. Но и 80-процентный результат идентификации автора – тоже неплохо.

Чтобы доказать, что различия не носят сиюминутный характер, команда Коппеля проанализировала 640 текстов, половина авторов которых – мужчины, взятых из специальной подборки библиотеки Британского музея.

Принципы распознавания не сообщаются, но самое интересное в том, что различия между авторами-мужчинами и женщинами проявляются не в «ключевых» словах нашей речи, не в глаголах, не в прилагательных и не в личном словарном запасе. Сконструированная система помогает установить различия в самых простых текстах. И этому есть свое объяснение. Не так важно содержание разговора, т.е. «то, что мы хотим сказать», потому что в этом проявляется работа нашего сознания, когда мы пишем. Но есть вещи, о которых мы не задумываемся, потому что они для нас безотчетны и выскакивают из нас как бы автоматически. Это междометия, слова-паразиты, частицы-связки между словами. Мы их совершенно не контролируем, они употребляются нами инстинктивно, и именно они являются индикатором различия между авторами двух полов.

Кажется, женщинам более свойственно употреблять личные местоимения (я, ты, вы и т.д.). Мужчины используют их меньше, предпочитая указательные местоимения (этот, тот), порядковые числительные (первый, второй и т.д.), наречия и те частицы, которые относятся к количественным сравнениям.

Интересно, не правда ли? Такое впечатление, что мужчины таким образом выражают свое первенство и главенство, которые они обеспечили себе в последние несколько тысяч лет. Мужчины проявляют склонность к обобщениям, в то время как для женщин более характерен аналитический склад ума. Естественно, уровень присутствия женского компонента в мужчине и наоборот может влиять на окончательные результат идентификации. Но уже давно установлено, что никто не является мужчиной на 100%, то же самое относится и к женщинам. Но даже с учетом этого момента работа профессора Коппеля заставит пересмотреть очень многое, и даже поставить под сомнение privacy. Хотя исследования проводились только на британских текстах, открытые закономерности можно вполне отнести ко многим западным культурам и, вероятно, ко всем языкам, использующим алфавит.

Было бы любопытно провести исследование текстов на русском языке, который несколько сложнее английского. А затем следовало бы попробовать применить ту же методику и к китайскому языку, в котором все эти речевые частицы просто отсутствуют.

Еще по теме

архив
Вас не догонят
Скандал с правами на песни группы «Тату», громыхнувший на прошлой неделе, стал одним из самых долгожданных событий на культурной российской сцене. Как же так, удивлялись понимающие люди, уж скоро год, как две московские девочки соблазнили окружающий мир, устроив такое глобальное пип-шоу и заработав на этом для себя и для продюсирующих и звукозаписывающих дядей какое-то количество миллионов, а до сих пор никто не кинул предъяву на свою долю в бизнесе. Тем более что, как шептались те же понимающие люди, у Ивана Шаповалова, продюсера «Тату», с правами на девочек были напряги. Это у поражения находится один, реже два козла отпущения, а вот успех, тем более финансовый, всегда требует группы соавторов. Кто-то сказал «а», кто-то вовремя купил бутербродов, а кто-то вовремя разделил постель.И вот громыхнуло. Лена Кипер, соавтор двух главных хитов – «Нас не догонят» и «Я сошла с ума», собственно, и превративших «Тату» в золотых телочек, заявила, что ее авторские права ущемлены. Дело пошло в Тимирязевский народный суд и в прессу. В этой запутанной истории пусть действительно разбирается суд, а не пресса. По-человечески, гадая на костях успеха, можно допустить все что угодно. Нынешние правообладатели «Тату», одурев от успеха и денег, раздумали делиться (версия истца). Что ж, бывает. Очень по-человечески. Лена Кипер, запускающая собственный проект, решила сделать себе имя на «Тату», а заодно и – по возможности – подзаработать (версия ответчика). Тоже бывает и тоже выглядит достоверно – не корежит человеческую натуру.Это все и называется в шоу-бизнесе платой за успех. Что-то мне подсказывает, что нас еще ждет громкое продолжение истории «Тату». Девочки скоро подрастут и, наверное, выйдут замуж, народят милых детишек или как минимум станут регулярно попадать в таблоиды на пару с очередным (как это у них называется) бойфрендом. В любом случае придуманный для девочек образ не долгоиграющая пластинка. Гумбертианская трагедия состоит в том, что Лолита вырастает – неумолимо и быстро. Трудно представить «Тату», и через три-четыре года поющих про подростковый секс вдвоем и трудности взаимопонимания с родителями. Еще труднее – про тяжелую женскую долю, неверность любимого и про все то, что составляет основной репертуар российских эстрадных девушек от 23 до 53. Наклеенный на «Тату» облик потому и сработал настолько эффективно, что наклеен был идеально – не отлепишь до конца жизни. Даже если через пару лет кому-то из них вдруг захочется петь про женскую долю и рассказывать таблоидам, как Карабас Барабас заставлял играть в ролевые лесби-игры. Так верить, как сегодня, им уже не будут никогда. Свое главное в жизни признание они уже сделали.Это тоже плата за успех и куда более серьезная, чем дележ денег, зависть коллег и прочее театрализованное бизнес-шоу. Популярная фраза про то, что искусство требует жертв, к сожалению, абсолютно истинна. Другой вопрос – кто и что приносит в жертву. Это уже личный выбор каждого, с чем прощаться – с репутацией, здоровьем, семейной жизнью, материальным положением или с талантом.По некоторым – особо суровым – версиям, искусство еще требует и полной гибели всерьез, такой священной самоинквизиции: облить свои чувства, мысли, желания бензином и подпалиться на главной площади города на глазах у тысяч благодарных зрителей. Это, на мой взгляд, кокетство. Даже автор строк про полную гибель проснулся следующим утром, а не задохнулся ночью от идущей горлом поэзии. Тем не менее любой человек, живущий искусством, даже таким конвейерным его подразделением, как поп-музыка, должен иногда задумываться о завтрашнем дне, когда расплата может наступить не только в Тимирязевском нарсуде.
Вас не догонят